Смекни!
smekni.com

Причины организованности мира (стр. 5 из 5)

6. Свойство самоорганизации и саморазвития, если его не рассматривать в плане наличия некой направленности изменений мира, отражает не просто способность объектов развиваться и эволюционировать от одной своей формы к другим, а предстают как всеобщее свойство обозначающее «механизм собирания уровня», формирования его в качестве основы для следующего уровня, где уже первокирпичиком будут глобальные колебания вакуумоподобной среды, которые не доступны нашему восприятию в виду ограниченности наших возможностей. Именно эти изменения могут считаться событиями следующего уровня, который формируется возможностями взаимодействия объектов нашего уровня.

7. Фундаментальное отличие живого от неживого имеет вполне рационально объяснимые причины и может рассматриваться как доказательство выше приведенной концепции уровневого устройства мира.

8. Информационный критерий так же может рассматриваться в качестве аргумента в пользу уровневого строения мира обеспечивающего его существование, наличие в определенной форме, то есть его организованность и существование. Но сфера его применения ограничена рассмотрением специфики поведения только сложных систем.

9. Становится понятным и подлинный смысл антропного принципа, как эмпирического факта наличия единой основы всех изменений объектов мира, где появление разумной формы существования объектов является неотъемлемой частью общего процесса формообразования одного уровня за счет изменений состояний другого, предыдущего, но из которой не следует ни каких других выводов, связанных якобы с особым местом человека в Космосе и его особой ролью.

Однако есть и еще один существенным момент, который требует особого рассмотрения. В свете изложенного можно переосмыслить сущность самой процедуры познания мира.

Так как мир ограничен рамками своей основы и не может быть познан или представлен иначе, как только изнутри, посредством самого же себя, то и познание как таковое не есть познание чего-либо, а есть выполнение процедуры самоориентации сложной системы посредством опережающего реагирования за счет изменения и участия структур сознания в процедуре реагирования сложного объекта на его окружение. То есть, в буквальном смысле мы вообще ничего не познаем, мы не можем выйти за рамки этого процесса изменения среды, и работа сознания есть только автоконтролируемый процесс самоуправления сложной системы, обязанный своим существованием ограниченности свойств образующего основание как самого уровня, так и определенного набора объектов, поддерживающих существование свер-сложного объекта.

То есть, те внутренние, собственные изменения структуры сигнальной системы, выражающие остаточные резонансы этой структуры внутри ее самой, способны быть теми нахоженными тропками реагирования, заблаговременная комбинация которых, возникающая под воздействием незначительных, но определенных повторяющихся изменений сигнальной системы, и способна выступать в роли детонаторов действий, которые будут удовлетворять, соответствовать формам реагирования сигнальной системы и системы в целом, и приведут к предупреждающей реакции сложного объекта. То есть действие им будет совершено до того момента, когда он провзаимодействует с тем или иным объектом, или последовательностью его состояний.

С этой точки зрения можно определить будущее человечества, как процесс поддержания собственной активности путем опережающего реагирования по законам как пространствообразующей среды, так и среды обитания. От последней всецело зависит будущее человека, время его пребывания на Земле, и вообще в мире, так как ни о какой независимости от условий обитания и естественного существования не может быть и речи. Так что правы те, кто скептически относится к возможностям освоения человеком Космоса в глобальных масштабах, и придерживается в своих прогнозах сценария так называемой «тупиковой ветви» развития человека. А из этого следует сделать глубокие мировоззренческие выводы, что вполне может изменить отношение человека, как к своей природной среде, так и поможет осмыслить свою роль и место в истории планеты.

Подытоживая сказанное, можно попробовать проанализировать, что мы получили в итоге этой достаточно радикальной процедуры переосмысления тех фактов, которые были озвучены в начале.

Во-первых, удалось дать рациональное определение тем свойствам, которые обеспечивают наличие мира, его доступность нашему восприятию в той форме, в которой он нам дан.

Во-вторых, решить ряд фундаментальных научных задач, в том числе и методологического характера, что, несомненно, может сказаться на продуктивности последующего формирования научных теорий во всех сферах научной деятельности.

В-третьих, удалось ответить на «вечные» вопросы, отсутствие убедительных ответов на которые заставляет представителей человечества прибегать к услугам религии или оставаться в полном неведении относительно сущности происходящих вокруг и внутри него процессов.

Список литературы

Э.Глинер «Раздувающаяся Вселенная и вакуумоподобное состояние физической среды" (УФН, 3, 2002) (http://www.ufn.ru/ufn02/ufn02_2/Russian/r022e.pdf).

С. Кравченко. «Вакуумоподобная среда» (www.new-philosophy.narod.ru/vs.htm ).

Р.Е. Ровинский. «Самоорганизация, как фактор направленного развития», «Вопросы философии» 2002, № 5, 67-77

А. Климец. «Гравитационный коллапс фотонов или завершение фундаментальной физики», www.aklimets.narod.ru