Смекни!
smekni.com

Закон соотносительности идеи и вещи, духовного и материального (стр. 2 из 5)

/1/ ”Одни стремились создать идеальное законодательство и подчинить народ беспрекословному послушанию (подобное мы встретим у декабристов). Они выступали за власть олигархии, то есть “власть немногих”, которую в то время называли “тиранией”...

Другие мечтали о духовной свободе человека, лишенного не только имущественных благ, но и твердых семейных уз, общественных обязанностей (очень похоже на идеалы анархистов и “воров в законе”), так как все это подчиняло человека ненавистным государственным порядкам, которые делят людей на свободных и рабов... Таким образом, каждый из прямых учеников Сократа односторонне развил те или иные идеи учителя, которые имели право существовать только едино”...

Нас окружает Природа, живая и бесконечная, правильная и размеренная, саморегулируемая и продуманная до мелочей, все подчинено закономерностям, которые не дано нарушать никому, кроме разумного человека. В Природе есть сильные и слабые, умные и глупые, но все приспособились, нашли свое место и живут согласно своих способностей и возможностей.

Но почему, почему все так перевернуто в человеческом обществе? Потому что разумное общество является системой более высокого порядка со многими неуправляемыми факторами: злоба, корысть, власть и т.д..

У древних философов ответ был такой: Природа существует вне морали, вне надуманных искуственных законов, позволяющих одним безнаказанно господствовать без всяких обязательств перед обществом, другим быть безпричинно угнетенными. И древние философы считали мерилом справедливости соответствие общественного бытия объективным законам Природы, то есть не придуманным искуственным законам, а существующим в Природе и поэтому пригодным так же для человеческого общества.

Сократ в молодости слушал Архелая, а учителем Архелая был великий Анаксагор, который выдвинул на первый план Космический Ум, управляющий миром, и перенес на него все главные функции, которые раньше приписывались богам и Природе, тем самым открывая путь к высокому предназначению человеческого ума и всесильности мысли вообще.

/1/ “Когда Сократу исполнилось сорок лет, он почувствовал в себе призвание учить людей поискам истины и подлинного знания. Однажды произошел случай, изменивший отношение окружающих к Сократу, и его жизнь потеряла размеренное течение. Херефонт, один из ближайших друзей философа, отправился в священный город Дельфы к оракулу Аполлона и вопросил у бога, есть ли кто на свете мудрее Сократа? Пифия изрекла: Софокл мудр, Еврипид мудрее, Сократ же - мудрейший из всех людей...

Это было сказано о человеке, который говорил о себе: Я знаю то, что я ничего не знаю. Такое мнение богов глубоко подействовало на Сократа и он стал одержим идеей учить своих сограждан, так как считал, что есть одно только благо - знание, и одно только зло - невежество...

Он учил бескорыстно, сам подавал пример скромности и вечно был окружен друзьями и учениками. В беседе он скрывал свое знание предмета и внешне казался ровней собеседнику. Сократ не был спорщиком, он был диалектиком, то есть мастером выяснять суть предмета посредством вопросов и ответов... Объединение мыслей, отбрасывание ложных путей, череда наводящих вопросов, постепенное приближение к истине - правильному знанию, Сократ называл шутя “повивальным искусством”, “духовным рождением идеи”. Примечательно, что мать Сократа была повитухой, а отец - каменотес. Мать - получила от бога повивальное искусство для женщин рождающих детей, отец - обтесывал глыбы в предметы, радующие людей. Сократ - получил от бога “повивальное искусство” для юношей, рождающих прекрасные мысли, он “обтесывал глыбы” в душах людей и превращал их в прекрасный источник знаний.

/1/ “Сократ давал своим ученикам твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования...

Но мирные занятия философией не могли продолжаться вдали от политической жизни. Сократу и его лучшему ученику Платону пришлось столкнуться с этой кровавой гидрой - политикой...

Правители города Афины стремились установить для граждан неукоснительное следование законам, но в погоне за сильной властью правители сами же одновременно нарушали демократические традиции...

Искатель истинного знания и абсолютной справедливости Сократ невольно вступал в конфликт и с демократами и с их врагами, не подчиняясь политическим изменениям и интригам. Правдоискательство Сократа раздражало сильных людей и они подумывали, как бы избавиться от надоедливого философа”...

Старик Сократ поклонялся каким-то неведомым богам, то ли облакам, то ли громам. И всюду говорил, что внутри него обитает некий “даймон”, подающий когда надо голос, которого следует беспрекословно слушаться, так как он отвращает его от опрометчивых действий.

Но как-то получалось так, что “даймон” никогда не запрещал Сократу вступаться за справедливость, даже если это грозило серьезным наказанием...

Некий богатый молодой аристократ Калликл стремился к государственной карьере. Он был умен, проницателен, жесток и эгоистичен. Это был во всех отношениях “сильный человек”. С самоуверенной непогрешимостью рассуждал Калликл перед Сократом о справедливости стоять над толпой, когда лучший выше худшего, а сильный выше слабого. Калликл считает философию Сократа погибелью для человека, и что ею возможно заниматься только в беззаботной юности. Зрелый человек, погрузившись в философские мысли, теряет деятельную силу и не осмеливается на дерзкие слова и дела. Калликл как бы предсказывает Сократу, что он совершенно беззащитен перед миром мерзавцев, способного оклеветать и погубить неугодного им беззащитного человека.

Для Калликла слабые - это сброд, а сильные - те, кто вершит государственные дела беспощадно и не останавливается на пол-пути из-за душевной слабости... Враги Сократа не дремали. В 399 году до н.э. на него был подан донос в том, что он не признает богов, которых признает город и развращает молодежь. Требуемое наказание - смерть.

Сократ привык утверждать людей не в материальных желаниях, а в добродетели. Он не ищет снисхождения, не надеется разжалобить присяжных своей бедностью, старостью и тремя детьми, которые могут остаться сиротами. Он уверен в своей правоте, заявляя, что и впредь не перестанет воспитывать граждан. Ничего не скрывая, он по своей простоте рассказывает суду о таинственном голосе, о том, что он никогда никого не обучал специально за деньги.

Сократ не просит суд поступиться истиной и нарушить присягу. Он ищет одной только справедливости. Иные присяжные раздражены гордостью Сократа, тем, что он не плачет перед ними и не протягивает с мольбой руки. Иные страшатся человека, объявленного Аполлоном мудрейшим и обладателя какого-то даймонического голоса. Другим не по нутру его непоколебимость, уверенность в собственной правоте.

Присяжные выносят обвинительный приговор: за оправдание - 221, против - 280 голосов. Ему не хватило всего 30 голосов.

Доносчики в своем письменном обвинении потребовали для Сократа смерти. Но Сократ, много сил отдавший на воспитание афинских граждан, и его ученики не могли поверить в происходящее и просят назначить штраф в 30 мин (это огромнейшая сумма), надеясь ублажить присяжных и все вместе выплатить его. Но суд не удовлетворился этим предложением и оскорбленный ироническим поведением старика выносит окончательно смертный приговор.

Бедняга Аполлодор, плача, говорит Сократу: - Мне особенно тяжело, что ты приговорен к смертной казни несправедливо! На что Сократ ответил: - А тебе приятнее было бы видеть, что я приговорен справедливо?

Уважая решение афинян, Сократ был спокоен. Он сказал, что природа с самого рождения обрекла всех людей на смерть. А смерть в человеческом обществе власти и богатства есть благо, ибо она дает возможность или стать ничем и не видеть окружающее со всех сторон зло и несправедливость, или, если верить в загробную жизнь, встретиться со славными мудрецами и героями прошлого.

А главное, он готов и в Аиде (на том свете) испытывать его обитателей, кто из них мудр, а кто только прикидывается мудрым. Но “уже пора идти отсюда, - заключил он, - мне - чтобы умереть, вам - чтобы жить, а что из этого лучше, никому не ведомо, кроме бога”. Тем, кто его осудил, Сократ предрекал, что их вскоре постигнет суровая кара за нарушение справедливости. По преданию, афиняне, одумавшись, изгнали обвинителей из города, лишили их “огня и воды”, так что им ничего не оставалось делать, как повеситься.

Но вернемся к Сократу. Еще месяц он провел в тюрьме, ожидая казни. Тюремщики, смущенные несправедливостью суда, не очень усердно охраняли его и каждый день камеру Сократа заполняли его друзья и ученики. Старик Критон убеждал его спастись бегством. Известные философы из Фессали и Фив готовы оказать Сократу любую помощь. Сократ, однако, непреклонен. Как он может покинуть город, в котором родился и вырос? А отеческие законы и обычаи? Нет, смерть надо встречать достойно. Нельзя преступать обычаи старины.

В день казни к Сократу пришли и съехались все друзья и ученики. Среди них не было только Платона. Не перенеся эти тягостные события, он тяжело заболел. Сократ мирно беседовал с друзьями о бессмертии души, о ее судьбе в загробном мире. Когда пришло время, Сократ выпил чашу с ядом легко и спокойно. Вокруг рыдали друзья. Сократ пристыдил их: умирать надлежит в благоговейном молчании. Он лег и когда смертельный холод уже побледнил все его тело, вдруг сказал свои последние слова: ”Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдай же, не забудь”. “Непременно, - ответил Критон. - Не хочешь ли еще что-нибудь сказать?” Но ответа уже не было. Душа Сократа отлетела к богам. В последний миг он думал о родных и друзьях. Вот почему Сократ попросил о жертве, которую приносили богу врачевания Асклепию, дарователю здоровья.