В формировавшейся системе субъект - объектных отношений природные силы и свойства объектов воспринимались как разновидность социума, на него переносились смыслы свойств и связей человеческого сообщества. Образные, символьные синтетические модели - инварианты в окружающем мире - интерпретировались как структуры, управляемые какой-то божественной силой. Поэтому природа, внешняя среда воспринималась как одна из разновидностей социума, населенного богами, отвечающими за определенные сферы деятельности, и человек встроен в этот социум со своими ролями и обязанностями. Зависимость, подчиненность человека законам природы вызвали формирование комплекса типа "синдрома заложника" по отношению к внешним силам, богам, в самых различных формах. “Хвали Отца - попадешь в Рай” - слишком по-человечески, чтобы быть Боговым.
Свойства мифов как сами по себе, так и в связи с лингвистическими особенностями исследовались в работах Э.Дюркгейма, К.Леви-Стросса, Ж.Дерриды и других ученых, занимавшихся социальной антропологией и структурной лингвистикой. Проблемы и способы формализации здесь, по мнению автора, должны рассматриваться в связи со статистиками по популяциям параметров, получаемых из теорий когнитивной дифференцированности и сложности, когнитивного соответствия и кодирования - декодирования интеракционных сообщений. Вследствие наличия амбивалентности мифы всегда "полны шумов", жесткую логику здесь искать бесполезно [15-17].
Морфологически развитие феномена синтетических моделей привело к частичному разделению логико-информационной и эмоциональной функций мышления между левым и правым полушариями головного мозга. Это одно из основных отличий мозга человека от мозга высших животных.
Появление систем формальной логики обычно связывают с временами Платона и Аристотеля, с тех пор прошло всего 2500 - 3000 лет. Но на развитие приведших к этому явлению морфологических особенностей по темпам биологической эволюции нужно было как минимум 100 - 200 тысяч лет, это период палеолита, рассматриваемый нами период исчезновения промежуточной ступени от приматов к Homo.
Формы иерархических структур и уровень насилия внутри популяций определяются балансом агрессивных и альтруистических тенденций. На каждом этапе эволюции существует оптимальный интервал величин этих тенденций, выше и ниже которого популяция обречена на вымирание.
В современной дифференциальной психологии есть несколько способов классификации психологических типов. Представляется, что наиболее эффективна классификация, основанная на медицинских психиатрических критериях. То есть должна быть реализована следующая логическая цепочка: психиатрические патологии (психозы) – пограничные состояния (психопатии) – норма (акцентуации) – норма (характер). Психиатрические патологии диагностируются объективными измерительными методами, более того, в последние годы для некоторых патологий обнаружены ответственные за них гены. Аналогичная ситуация с психопатиями. То есть типы психозов и психопатий проявляют полученный в результате естественного отбора спектр оптимальных способов поведения. Классификация по акцентуациям основана на типах реакций личности на внешнюю ситуацию, фактически на типах психопатий. При этом диагностика осуществляется специальными методиками и опросниками, содержащими, как правило, шкалы с зонами нормы, акцентуированности и патологии. Здесь через информационную компоненту диагностируются свойства нейронной сети. Типы акцентуаций основаны на типах психопатий: 1. Циклоидный, 2. Гипертимный, 3. Лабильный, 4. Астенический, 5. Сензитивный, 6. Психастенический, 7. Шизоидный, 8. Эпилептоидный, 9. Застревающий (паранойяльный) 10. Истероидный (демонстративный), 11. Дистимный, 12. Неустойчивый, 13. Конформный. То, что через информационную компоненту удается диагностировать психиатрические параметры, говорит об их неразрывной связи. При отсутствии во внешней среде необходимых компонент у личности возникают психозы и скрытые стрессовые состояния, в предельном случае – человек перестает быть человеком (проблема Маугли). Пределы адаптационной гибкости нейронной системы относительно характера информации в настоящее время неясны.
Таким образом, формирование на всех этапах онтогенеза анатомо - физиологических структур нейронной сети и ее аффективно-оценочной функции требует от внешней среды информационного наполнения так же, как и отправления других физиологических потребностей организма. Поэтому, например, необходимо наличие во внешней среде поля идентификационных возможностей, специфического для каждой популяции. Динамика распространения мемов может быть объяснена статистиками психофизиологических свойств популяций, то есть требованиями специфического информационного наполнения сложившихся или формируемых структур нейронной сети, адаптированных именно для такого типа информации. В современной информационно насыщенной среде это обстоятельство имеет самые серьезные последствия. С большой долей вероятности можно предположить, что при построении властных иерархических структур и в борьбе за место на ступенях стратификационной лестницы по материальным доходам в любом обществе и группе основную роль будут играть эпилептоидные реакции.
Таким образом, следующие четыре этапа в эволюционном формировании психофизиологических особенностей человеческого мышления могут быть определены как основные:
Формирование феномена условных рефлексов и механизма их перехода на уровень безусловных, то есть уменьшения до нуля времени обучения.
Появление и развитие функции обучения как передачи информационных комплексов, в связи с этим возрастание роли коллективных форм выживания, внутрипопуляционных сфер производства и распределения как поля индивидуальной борьбы за существование.
Появление субъект - объектных отношений как результат развития второй сигнальной системы с одновременным формированием основных психофизиологических свойств мифологического мышления.
Появление систем формальной логики.
Из генезиса психофизиологических свойств мышления вытекает, что когнитивные конструкты всегда содержат как информационную (синтаксис и семантика), так и связанную с ней аффективно - оценочную компоненты (наследуемые формы поведения). Свойства когнитивных конструктов и связанных с ними функциональных актов в значительной степени регламентированы морфологией и физиологией афферентной среды мозга, сформированной в процессе естественного отбора в филогенетических рядах. Остается открытым вопрос о механизме генетического закрепления этих особенностей. Эта проблема связана с проблемой наследования приобретенных признаков в теории естественного отбора при отсутствии мутаций.
Следующие психологические свойства мышления ИИ представляются наиболее важными для рассмотрения социальных процессов:
Амбивалентность и присутствие “фоновых” (инстинктивных) аффективно - оценочных комплексов, влияющих на процесс мышления без выделения информационной компоненты.
Избирательность мышления относительно свойств информационной компоненты и, как следствие, необходимость наличия в социуме поля идентификационных возможностей с определенными свойствами.
Наличие функций коллективного выживания в форме априорных этических категорий.
Наличие комплекса вины, определяющего, в частности, свойства сакральной компоненты культурной карты.
Вопрос о том, каким образом описанные свойства мышления влияют на формирование социальных структур при взаимодействии с предысторически сложившейся социальной средой, особенно в современных условиях, требует отдельного рассмотрения.
Список литературы
1. Палмер Д, Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. Интернет ресурс.
2. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии) Интернет сесурс.
3. Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев, - Введение в психофизиологию, - Учебное пособие, Московский психолого-социальный институт Флинта, М.: 1997, 239 с..
4. Карташев В. А. "Система систем", Очерки общей теории и методологии, Изд. "Прогресс - Академия", Москва, 1995г. 416 с.
5. Анохин П. К. Теория функциональной системы. Успехи Физиологических Наук 1970, т.1, №1, с. 19-54.
6. Анохин П. К. "Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта", - Вопросы философии, 1973, №6, с.83-97.
7. Д.Н.Узнадзе. Экспериментальные основы психологии установки. Психологические исследования. М.: 1966 г.
8. J.M.Jaspars. The Nature and Measurement of Attitudes, Introducing Social Paychology, // Ed. Tajfel, C.Fraser, Harmondsworth, 1984.
9. Plomin R., DeFries J.C., McClearn G.E. Behavioral Genetic. A primer. Freeman a. Company, N.Y., 1990, p.401.
10. Ричард Докинз. Эгоистичный Ген Интернет ресурс.
11. Searle, J. The Construction of Social Reality. Free Press П.Б., New York.: 1995.
12. В. П. Эфроимсон. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) Интернет ресурс.
13. К.Лоренц. Агрессия. Изд. гр. "Прогресс" "Универс", М.: 1994, 271 c.
14. Toynbee A. The Christian understending of history \ God, history and istorians\ ed. by McIntire C.T. - N.Y., Перевод с англ. Е.А.Жуковой, 1977, P. 176-190.
15. Ган Ван-Дер-Маас. Что за метафорой? “Синергетика и психология”, тексты, вып.1, методологические вопросы, М.: 1997; с. 300-321.
16. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.
17. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. Copyright © vrtsv vrtsv@itam.nsc.ru
18. Северцов А. Н. Эволюция и психика. Психологический журнал 1982, №4, с. 149-159.