Смекни!
smekni.com

Экзистенция в условиях медиакратии (стр. 2 из 2)

Американский художник Энди Уорхолл выразил масс-медиа в трех образах: суп "Кэмбел", Мэрлин Монро и Мао Цзэдун. Триединство рекламы, кино и политики.

Современные политтехнологи определяют суть рекламного сообщения как предъявление образа жизни, т.е. под маркой товара потребитель принимает определенные ценности и нормы поведения. Реклама выполняет религиозные функции, где есть предмет культа (брэнд), храм (место встречи сакрального и профанного – торгово-развлекательный комплекс) и ритуал (шоппинг). В процессе покупки, который многие философы предпочитают называть потреблением, есть моменты жертвы (траты), причащения к брэнду, риска (как долго будет служить вещь) и самопознания ("ты есть то, на что ты тратишь деньги"). Психологи отмечают, что в процессе потребления потребитель испытывает эйфорию, близкие к религиозному экстазу. Особенно четко вытеснение религии масс-медиа заметно на феномене "социальной рекламы", построенной как проповедь духовности: "Нет наркотикам", "Позвоните родителям".

Кино снабжает людей крылатыми фразами, посредством которых им приходит понимание. Современный российский городской фольклор черпает свои образы из фильмов про Чапаева, Ржевского, Штирлица, Чебурашку и Пятачка. По фильмам человек узнает, что хорошо, что красиво и кто прав. Кинообраз позволяет идентифицировать других и преобразить себя самого.

5. Андеграунд как кощеева игла

Ясно, что средство массовой информации – это мощное средство социального подражания, однако общество как трансперсональная экзистенция существует при наличии источника инноваций – собственной кощеевой иглы. В противном случае экзистенция превратится в эссенцию, а силы энтропии разрушат систему. Если роль масс-медиа в превращении высокой культуры в массовую, а также в стандартизации описана и понятна, то остается неясным источник самообновления общества.

Писатель Виктор Пелевин выражает мнение, что источниками инноваций являются криэйторы – создателей рекламы. Однако подобная установка заражена латентным теоцентризмом, ибо неясно как инновация появляется в сознании этих самых криэйторов. Сюрреалистическая концепция творчества заключается в производстве смысла путем сталкивания противоречивых образов в виде коллажей. Некоторые видят здесь образную переработку гегельянского тезиса о том, что противоречия движут историю. Однако ряд исследователей опасаются, что предельная унификация сотрет креативные различия и история завершится. Между тем система постоянно отрицает себя в андеграунде, в котором накапливаются и сталкиваются периферийные идеи. Так современная субкультура готов сформировалась на основе вампирских образов популярного в 1979 году фильма "Голод".

Однако именно в андеграунде система находит свою смысловую подпитку и свой креативный базис. Философ Герберт Маркузе замечал, как Сексуальная Революция из подрывной силы превратилась в инструмент саморегуляции Системы. И мы можем видеть, как рок-н-ролл выродился в попсу (не весь, конечно): Bittles не только классика рока, но и брит-попа. А от поп до попс рукой подать – дальнейшая ослабевшая эманация персоисточника. Современная электронная музыка представляет собой синтез африканской музыки и немецких музыкальных экспериментов, произошедшей на американской почве. Идеи больше не эманируют, они синтезируются, трансформируются и наполняются силой от взаимодействий, как электричество на подстанциях.

Однако подобные опыты становятся достоянием культуры лишь в том случае, если они получают санкцию коллектива. Говоря языком, эволюционной теории изменчивость должна быть закреплена в результате естественного отбора. Так же обстоит дело и с имиджами политиков, где творчество имиджмейкеров корректируется исходя из рейтинга, полученного на основе опроса избирателей. Творчество поистине становится коллективным, а коллективное творчество и есть революция, поскольку её целью со времен Коперника является идолоборчество и приближение к совершенству.