Рис.1. Наложение сознаний индивидов И1, И2, ... в результате всеобщего бесконечного копирования создает в них некоторый всеобщий сегмент – сознание "В" - новое всеединое сознание с функцией собственного самосохранения, направленного на самосохранение всех.
На последнем этапе животной эволюции у высших человекоподобных высшее сознание приближается по силе к уровню низшего и между ними возникает принципиальное противоречие, ибо самосохранение всех - это не самосохранение каждого. В отсутствии детерминации одной из этих задач важнейшее и глубочайшее движущее противоречие общего и индивидуального ведет к формированию общественного характера приматов.
Сверхбыстрое (по меркам биологической эволюции) отождествление сознаний через копирование приводит к повышению уровня жизнеспособности особей вида, но поскольку противоречие с другими видами и со средой уже не является доминирующим, это выливается в усиление внутривидового давления между его особями и снова требует повышения жизнеспособности отдельных особей. Образуется процесс ускоряющегося и обостряющегося противоречия воспроизводства предчеловека и его вида в целом. В итоге предчеловек поднимается до максимума животного совершенства, его анатомическая эволюция практически завершается, а взаимные противоречия (самоотрицание вида) вырастают до предела, угрожающего его физическому воспроизводству. К счастью, одновременно с этим закономерно увеличивается тождественная часть сознаний индивидов, закладывая базу для разрешения растущего противоречия воспроизводства через их принципиально новую, социальную интеграцию.
Низшее сознание, выросшее с анатомической эволюцией особи, исчерпало себя и создало противоречия, которые положено было разрешить Высшему сознанию, основанному на связи индивидуальных сознаний. Сознание современного человека возникло, когда высшее сознание получило доминирование над низшим, а "самосохранение всех" приоритет перед самосохранением "каждого". Ценностные образы Высшего сознания (общества) получают в целом большее значения для человека, чем ценностные образы низшего сознания (индивида). Этот факт привел к таким принципиальным последствиям, которые положили конец циклу эволюции, начальным элементом которого была биологическая клетка и дали начало следующему, начальным элементом которого стало сознание человека. До этого эволюционировала морфология особи, повышающая в ходе своего развития уровень самосохранения, и "сознание" служило той же цели. Теперь особь перестает быть объектом эволюции, ее конструкция уже достаточно совершенна, а за "самосохранение всех" отвечает именно Высшее сознание и оно становится новым объектом (авангардом) эволюции.
Особенность ценностных образов Высшего сознания в их значимости для самосохранения совокупности индивидов и в тождественности для всех их сознаний. Достаточно определенного сигнала-символа от одного индивида для другого, что бы тот понял какой ценностный образ под ним подразумевается. Ценностный образ Высшего сознания может вовсе не иметь значения для индивидуального сознания. Например, понятие "туманность Андромеды". Его значение можно понять, только уяснив сущность Высшего сознания. Скажем, "палка", как понятие, также есть образ Высшего сознания в отличие от ценностного образа самой палки и его ценность также непонятна изолированному от общества индивиду. Ценностные образы Высшего сознания есть достояние не отдельного человека и его сознания, а общества людей и его Сознания.
Из сущности ценностных образов Высшего сознания вытекает, что оно как целое есть больше, чем Человечество, понимаемое как сумма всех людей, поскольку эти образы имеют часто значение самосохранения не для конкретных и современных индивидов, а нацелены на неопределенно вечное функционирование самого Высшего сознания.
В то время как каждый индивид стремится к собственному самосохранению, порождая в обществе "броуновские движения" личных интересов, Высшее сознание подобно стройному магнитному полю незримо соединяет все сознания единой целью. Его можно также представить некой трубой, пронизывающей все сознания индивидов, в которой свободно перемещается методом копирования его собственная информационная субстанция, частично становящаяся на время жизни и собственностью отдельного индивида. Индивидуальное сознание способно усвоить любую качественную часть Высшего сознания, но не все его целиком количественно.
Высшее сознание в любой совокупности людей, в любом обществе до человечества в целом, обладающем определенной устойчивостью воспроизводства (т.е. кроме "толпы"), создает Сознание общества. Но, прежде всего, репрезентантом Высшего сознания выступает Сознание общества, имеющего наивысшую степень самосохранения, и соответственно – являющимся конкретным объектом эволюции. Сознание общества это такое же конкретное выражение Высшего сознания как океаны, моря, заливы, проливы, озера, пруды, реки являются конкретными водоемами Совокупного мирового водоема. С повышением своего уровня он постепенно превратился бы в единый неделимый Мировой Океан. Так же Сознание общества, развиваясь и преодолевая свою разобщенность конкретности, идет от Сознания родового общества до Глобального сознания человечества, - наиболее адекватного Высшему сознанию. В общих свойствах различие между Высшим сознанием и Сознанием общества не принципиально.
Итак, приоритет самосохранения перешел от индивида к обществу не где-нибудь, а в сознаниях самих особей, которых с этого момента можно называть людьми, а их совокупность - человечеством. Существенно не то, что человек отдал приоритет в самосохранении общественному, а то, что общественное в лице Сознания общества само стало формирующимся субъектом самосохранения, подчиняющего себе человека через взаимодействия людей между собой в возникших социальных отношениях. Прежнее неограниченное перед другими самосохранение индивида трансформировалось теперь в необходимость доказательства или оправдания перед обществом своей значимости.
Что означает переход приоритета самосохранения от индивида к обществу как новому объекту эволюции? То, что мы говорили о природе сознания как самоотрицания материи в ее эволюции ("Концепция сознания вне основного вопроса философии") теперь относится именно к Сознанию общества, а не отдельного человека! Именно Сознание общества определяет свое бытие. Иначе говоря, познание и преобразование материи с целью собственного самосохранения можно относить в полной мере только конкретно к Сознанию общества. Но оно существует лишь включенным в сознания индивидов, и оттого каждый человек обладает функциями природы сознания, но лишь в той мере, в какой в нем присутствует Высшее сознание общества. Он познает и преобразует материю, выступает объектом эволюции материи, он кратко (на протяжении функционирования своего сознания) вечен (как Высшее сознание) в мере присутствия в нем этого Сознания. В другой же мере низшего сознания он лишь определен этим Сознанием, и к нему справедлив тезис, "что не сознание определяет бытие, ...". В силу этой определенности человек сознательно и бессознательно служит и принадлежит обществу. Подчиняясь ему, воспроизводя и защищая его, он идет и работать и воевать, отдает ему и свои силы и свою жизнь. Общественное бытие, созданное Высшим сознанием определяет сознание индивида, а тот в части своего высшего сознания сам участвует в определении общественного бытия.
Природа человека двойственна: в одной (высшей) части его сознание представляет объект эволюции, в другой - среду этого объекта, служащую лишь самосохранению и эволюции первого. Первая часть ориентирует индивида на самосохранение общества, вторая на собственное самосохранение. С индивидуальным сознанием связано больше бессознательное, в том числе обеспечивающее физиологическое воспроизводство вида, а благодаря Высшему сознанию человек способен участвовать в совместной деятельности – как ее организатор или исполнитель. Причем доли этих частей могут быть чрезвычайно разными в зависимости как от анатомических, так и социальных факторов. Можно предположить, что функция левого полушария больше служит Высшему сознанию.
Двойственность сознания обусловила появление самосознания. Самосознание это результат взаимодействия различных точек зрения сознания, олицетворяющих требования самосохранение самого индивида и общества. Человек теперь не только может смотреть на общество с точки зрения своего Эго, но и вынужден смотреть на себя со стороны общества (Alter Ego).
Из двойственности сознания индивида (см. Рис.1) следует, что все антиобщественные, антигуманные поступки человека "И1" к человеку "И2" наносят повреждения и составляющей Высшего сознания "В", входящего и в сознание самого "И1". Таким образом такие поступки несут неотвратимое, хотя подчас далеко не немедленное, наказание этому самому индивиду "И1" прямо из его собственного сознания. Это меньше относится к асоциальным, патологическим типам сознаний с незначительной долей высшего сознания.
Из двойственности сознания человека вытекает иное, более сложное, нежели у животного, осознание своей смерти. Во-первых, благодаря Высшему сознанию он переживает ее как бы со стороны, во-вторых, у него остается, не лишенное основания, убеждение, что он уходит не совсем. Благодаря Высшему сознанию, видению ситуации со стороны, индивид менее подвержен влиянию внутренних, эмоциональных воздействий на свое поведение, более устойчив в критических ситуациях, но соответственно более идеалистичен, т.е. в своем понятии более руководствуется задачами общества.
Двойственность сознания позволила разделить чувственное и разумное и с тем уравняла всех и сделала каждого зависимым от остальных, ибо любой самый слабый, имеющий скрытую цель, стал опасен для сильного. С тем стала актуальной другая сила индивида – опирающаяся на общество, и сила эта стала выражать силу общества.