И.Ю. Морозова, Кафедра социологии, Российский университет дружбы народов
С 1 июля 2003 года вступил в силу Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). В России почти 33 млн. транспортных средств, большая доля которых принадлежит частным лицам. Это означает, что вместе с членами семей автовладельцев в процесс страхования будет вовлечено порядка 70 млн. человек или практически все активное взрослое население страны. Ни один из принятых в 2003 году законов не подвергался столь ожесточенной критике и не становился предметом столь острых споров и затяжных боев как среди политиков, так и в обществе в целом, как закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. В исследовании «Россияне о наиболее значимых событиях года», проводимом ежегодно Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 14% респондентов на вопрос «Какие события прошедшего года в стране и в мире в наибольшей степени привлекли Ваше внимание?» назвали Закон об обязательном автостраховании. Это восьмая позиция в списке самых значимых событий 2003 года[9]. Все это делает несомненно актуальным исследование структуры и содержания социальных представлений о страховании, транслирующихся на уровне средств массовой информации.
Теоретико-методологической основой исследования послужила теория социальных представлений Сержа Московичи[1;2;3]. Для Московичи ключевой предпосылкой при определении представления является его отнесение к числу форм и способов обыденного познания действительности, которое в оппозиции к научному мышлению принято называть познанием здравого смысла. Социальные представления – способ интерпретации и осмысления повседневной реальности, определенная форма социального познания, предполагающая когнитивную активность индивидов и групп[7,с.360]. Социальный субъект активен в познавательной деятельности, посредством представлений он воссоздает и как бы заново созидает объекты, людей, события. Представление не является простым слепком окружающего мира, это – продукт и процесс активного социально-психологического воссоздания реальности.
Теория социальных представлений позволяет анализировать представления как динамический социальный процесс группового конструирования социального объекта. Основная функция социальных представлений – связывание мира и человека. Социальные представления – это своеобразная социальная призма, через которую воспринимается реальность. При этом социальное представление не является ни простой реакцией на раздражение (в бихевиористском понимании), ни отражением, фотографией мира (как в когнитивизме). Представление – это результат социального действия. Социальные представления выступают и как конституирующие блоки обыденного знания, и как строительные блоки реальности. Конструирующая сущность социальных представлений проявляется в том, что «представленное» превращается в «реальное»[4].
Социальное назначение представлений видится не только в освоении и конструировании мира. Они обусловливают поведение индивидов и предписывают мыслить и действовать определенным образом. На уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последнее к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых «моделей закрепления» и превращающий необычное в банальность. В итоге социальное представление создает ощущение упорядоченности, комфортности и защищенности мира.
Для использования социального представления в качестве средства эмпирического анализа С. Московичи предлагает структурную модель социального представления. Он выделяет в структуре представления три его важнейших структурных компонента: информацию, поле представления и установку. Под информацией понимается сумма знаний об объекте представления. Поле представления – это совокупность содержательных черт, образных и смысловых свойств объекта представления. Оно характеризует организацию представления с качественной стороны. Поле представления существует там, где представлено более или менее выраженное богатство содержания, имеются образные и смысловые свойства представлений. Установка в концепции Московичи выражает общее (позитивное или негативное) отношение субъекта к объекту представления: готовность субъекта представления высказать то или иное суждение. В отличие от первых двух структурных компонентов, установка может существовать, и, как правило, существует при недостаточной информированности и нечеткости поля представления [8].
По мнению С. Московичи, социальные представления кристаллизуются в различных социальных институтах: в семье, образовательных структурах, общественных организациях и движениях, в религии и т.д. Однако, исходя из сложной и динамичной природы социальных репрезентаций, можно говорить о решающем значении в процессе их формирования массовой коммуникации. Именно средствам массовой информации принадлежит ведущая роль в трансформации существующих представлений и формировании новых – в этом Московичи видит регуляторную и организационную функцию социальных представлений. Кроме того, для более успешного воздействия на аудиторию, средства массовой коммуникации основывают свое воздействие на существующих социальных представлениях, то есть средства массовой информации, с одной стороны, отражают существующие социальные представления, а с другой стороны, формируют их[1].
Очевидно также, что степень влияния различных социальных институтов на формирование социальных представлений зависит от самого объекта репрезентации. На представления, например, о дружбе оказывают влияние, главным образом, семья, школа, группа сверстников и т.п. В то время как на формирование социальных представлений о предмете нашего исследования – страховании – решающее воздействие оказывают именно средства массовой информации.
Таким образом, нам представляется теоретически обоснованным положение о том, что тексты прессы являются носителями социальных представлений о страховании, а социально-психологические феномены, выявленные при анализе таких текстов, являются социальными представлениями.
Целью предлагаемого исследования является содержательный анализ социальных представлений о страховании, транслирующихся на уровне коллективного сознания. Объектом исследования стали публикации о страховании следующих газет и журналов: «Аргументы и факты», «Коммерсантъ-Деньги», «За рулем», «Известия», «Комсомольская правда» за период с июля 2003 года по февраль 2004 года включительно. При отборе изданий мы руководствовались двумя критериями: «тираж издания» и «общенациональность распространения». Таким образом, для анализа нами были отобраны издания с наибольшими аудиториями по России в целом. Выбор автомобильного издания обусловлен введением с 1 июля 2003 года закона об ОСАГО, который коснулся каждого автовладельца, и, по нашему мнению, данная тема не мола не обсуждаться активно на страницах автомобильных изданий. Период публикаций – с июля 2003 года – был определен той же причиной.
В качестве основного метода эмпирического исследования выступил контент-анализ. При этом нами были использованы такие разновидности метода как частотная и нечастотная модели контент-анализа[5;6].
Контент-анализ опробован и дал хорошие результаты при эмпирическом исследовании концепции социальных представлений. В частности, в работе С. Московичи о представлениях французской публики о психоанализе, в которой контент-анализ выступил как один из основных методов исследования[8].
За основу изучения представлений о страховании была взята трехкомпонентная структура социального представления, разработанная Московичи. Для фиксации такого компонента, как информация, которая передается в статье, был составлен кодировочный лист, состоящий из перечисления категорий и составляющих их подкатегорий анализа. Кодировочный лист корректировался в ходе пилотажного исследования. В окончательном варианте кодировочного листа присутствует всего 10 категорий: «Наименование источника», «Объем публикации», «Общая тема статьи», «Виды страхования», «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Технологии страхования», «Информация о страховых компаниях», «Информация о страховом рынке», «Законодательство».
Для определения установки в отношении страхования нами использовался знак: в случае появления положительного или нейтрального мнения или информации о страховании данной подкатегории приписывался «плюс», в случае отрицательного, негативного мнения или информации – «минус».
Наконец, при изучении поля представления, то есть образных, смысловых, содержательных свойств, которыми снабжается объект представления, мы фиксировали без изменений элементы текста. Другими словами, в ситуации присутствия в тексте статьи качественных, содержательных характеристик какого-либо аспекта страхования, эти фрагменты текста (предложения, словосочетания, слова и т.д.) цитировались в исходном виде.
При анализе таких компонентов социального представления, как информация и установка, использовалась частотная модель контент-анализа, при исследовании поля представления – его нечастотная модель.
В результате контент-анализа пяти общенациональных изданий за период с 1 июля 2003 года по февраль 2004 года было выявлено 155 статей и фрагментов статей, посвященных страхованию. Из них 139 единиц анализа составляют статьи, целиком посвященные страхованию, и 16 единиц анализа – это фрагменты статей, в которых затрагивается тема страхования. Исследование установки проводилось параллельно с кодировкой текстов на всех этапах анализа – при определении как категорий, так и подкатегорий анализа. При анализе категории «Объем публикации» установка рассматривалась как общая эмоциональная направленность статьи в целом – положительная (нейтральная) либо отрицательная. Было выявлено, что в 126 единицах анализа (в 122 статьях и 14 фрагментах) о страховании говорится либо положительно, либо нейтрально, и лишь в 29 единицах анализа (в 27 статьях и 2 отрывках) присутствует отрицательное отношение к страхованию.