Смекни!
smekni.com

«Общество спектакля» Ги–Эрнеста Дебора: основные положения и теоретические предпосылки концепции (стр. 2 из 3)

Анализируя спектакль, мы, в какой-то мере, сами говорим языком спектакля, ориентируясь в методологии на онтологию того общества, которое и выражает себя в спектакле. То есть спектакль есть не что иное, как смысл целостной практики определенной социально-экономической формации, это тот исторический момент, в который мы включены.

Общество, базирующееся на современной индустриальной основе, является зрительским. А спектакль подчиняет себе живых людей в той мере, в какой их уже подчинила себе экономика. Спектакль - это экономика, развивающаяся ради самой себя: «Первая фаза господства экономики над общественной жизнью в отношении определения любого человеческого творения повлекла за собой очевидное вырождение быть в иметь. Настоящая фаза тотального захвата общественной жизни накопленными плодами экономики ведет к повсеместному сползанию иметь в казаться, из которой всякое действительное «иметь» должно получать свое высшее назначение и свой непосредственный престиж. В то же время всякая индивидуальная реальность становится социальной, непосредственно зависящей от общественной власти и ею же сфабрикованной. Только в том, что она не есть, ей и дозволено являться»[7,c.26].

Множественность определений спектакля можно свести к следующей единой дефиниции, выражающей наиболее характерные черты понятия: спектакль есть род деятельности, который заключается в том, чтобы говорить от имени других; чем больше человек созерцает происходящее вокруг, тем менее он живет своей собственной жизнью, меньше понимает смысл своего собственного существования и осознает собственные желания. Живя в обществе спектакля, индивид не производит самого себя, а создает своеобразную независимую силу или мощь. При этом он не имеет доступа к продукту собственного труда, который «отчуждается» в марксовом понимании этого термина так, что постепенно отчуждается сама жизнь индивида.

Из курса истории, описанного в марксистской парадигме (так, как ее интерпретирует Дебор), нам известно, что развитие производительных сил и производственных отношений привело к изменениям условий существования человеческих сообществ. Благодаря производительным силам развивались производственные отношения. Изначально, обмен многочисленными продуктами между различными производителями оставался на ремесленном уровне. Постепенно он захватил полное господство над экономикой благодаря условиям для обширной торговли и накопления капиталов. Развиваясь в форме товара, экономика преобразила человеческий труд в наемный, в труд-товар. Вопрос выживания и удовлетворения потребностей оказывается решенным, но это приводит к тому, что он постоянно дает о себе знать, находясь на более высоком уровне. Давление природной среды на человеческие сообщества снижается до минимума благодаря экономическому развитию. Но, освобождая человека от давления природы, экономика сама начинает на него давить, тем самым индивид оказывается несвободным от своего освободителя. Независимость товара распространилась сегодня на всю экономическую систему, кроме всего прочего еще и господствуя над ней. Создаваемая трудом человека «независимая мощь или сила» требует бесконечного ее обслуживания, постепенно получая в качестве своего обслуживающего персонала общественно узаконенные проекты. Таким образом, товар утвердил свое господство над экономикой. «Спектакль - это стадия, на которой товару уже удалось добиться полного захвата общественной жизни. Отношение к товару не просто оказывается видимым, но теперь мы только его и видим: видимый нами мир - это его мир. Современное экономическое производство распространяет свою диктатуру и вширь и вглубь. В самых мало индустриализованных уголках планеты его царствие уже ощущается через наличие нескольких товаров-звезд и империалистического господства зон, лидирующих в развитии производительности. В этих передовых зонах общественное пространство заполнено непрерывным геологическим напластованием товаров. На этом этапе "второй индустриальной революции" отчужденное потребление становится некоей обязанностью масс, дополнительной по отношению к отчужденному производству. Весь без исключения продаваемый труд общества повсеместно становится тотальным товаром, чье циклическое воспроизведение должно продолжаться. Ради этого нужно, чтобы такой тотальный товар по частям возвращался к фрагментарному индивиду, абсолютно отделенному от производительных сил, действующих как целостная система. Следовательно, именно здесь специализированная наука о господстве должна, в свою очередь, специализироваться - и она дробится на социологию, психотехнику, кибернетику, семиотику и т.д. и т.п., на всех уровнях контролируя саморегуляцию процесса»[7.c,34]. В этой достаточно длинной цитате – вся диалектика товара и его эволюция в интерпретации Ги Дебора. Марксистский взгляд на экономику он развивает, смещая акцент на товар как не только главный, но и единственный результат экономической деятельности. Общество спектакля – это царство товаров, в которые превращаются абсолютно все плоды социальной деятельности.

Прочно заняв свою нишу, каждый товар обречен на самостоятельную борьбу за самого себя, не признает другие товары и претендует на то, чтобы называть себя повсюду единственным. Спектакль воспевает такое столкновение, воспевает товары и их страсти. В этом его поддерживают средства массовой информации, распространяющие информацию по поводу того или иного продукта. Из фильмов мы перенимаем стиль одежды, газеты и журналы создают имя организациям и компаниям, клубам и обществам, которые вводят в моду различные виды товаров. Постепенно товарная масса стремится к отклонению от нормы и это отклонение само становится особым видом товара. Однако товар реально проявляет себя только «среди верных сторонников в лице человечества». И влияет на человека значительно сильнее, чем человек в состоянии повлиять на него. Теперь чтобы быть человеком, необходимо демонстрировать окружающим доказательства своей связи с товаром.

Возникающая в обществе псевдопотребность в какой-либо вещи не имеет ничего общего с подлинной потребностью или желанием человека. Последнее не осознается человеком как таковое, потому что общество спектакля само фабрикует потребности людей. На данном этапе избыточность товара разрывает органическую гармонию развития общественных потребностей. Механическое накопление товара освобождает нечто безграничное, искусственное, перед которым всякое естественное желание является безоружным. Таким образом, мощь независимых артефактов влечет за собой фальсификацию общественной жизни.

Спектакль одновременно является единым и разделенным, надстраивает свое единство над составляющими. Борьба за разные виды власти в определенной социально-экономической системе проявляется как официально признанное противоречие, но на самом деле представляет собой единство, которое существует внутри каждой страны и в мировом масштабе. «Фальшивые театрализованные конфликты соперничающих форм разделенной власти в то же время являются реальными в том, что выражают несбалансированное и конфликтное развитие системы, относительно противоречивые интересы классов или классовых подразделений, которые признают систему и определяют собственное соучастие во власти. Так же как развитие самой передовой экономики есть столкновение одних определенных приоритетов с другими, тоталитарное управление экономикой со стороны государственной бюрократии, как и состояние стран, оказавшихся в колониальной и полуколониальной сфере, определяется значительными особенностями в способах производства и методах властвования. Общество - носитель спектакля - господствует над слабо развитыми регионами не только посредством экономической гегемонии. Оно господствует над ним еще и в качестве общества спектакля. Там, где для этого пока отсутствуют материальные основания, современное общество зрительно уже заполнило социальную поверхность каждого континента. Оно определяет программу правящего класса и направляет его формирование»[7,c.39-40].

Присущий бюрократической власти спектакль, действующий в некоторых индустриальных странах, является на самом деле частью тотального спектакля.

Анализируя историю и постепенно переходя к осмыслению современности, автор признает триумф необратимого времени. С помощью этого понятия Дебор пытается осмыслить особенности восприятия истории, господствующее в наше время. «Необратимое время» - это понимание времени как некой однонаправленной схемы, которая представляется заданной извне и не имеющей никакого отношения к тем процессам, которые происходят в природе или обществе сейчас или происходили ранее. Аналогией такому времени может служить однолинейная схема прогресса, не оставляющая в настоящем ничего из прошлого, однозначно утверждающая превосходство всего нового над прежним и ушедшим. Это время, в котором нет вечных идей или неизменных законов красоты – здесь господствует не красота, а мода, даже не ежеминутность, «ежесекундность». Именно такое время буржуазия заставила общество признать: «Триумф необратимого времени является к тому же его метаморфозой во время вещей, потому что оружием его победы как раз и служило серийное производство вещей сообразно с законами рынка. Основным продуктом, который экономическое развитие перевело из разряда редкостной роскоши в разряд обыденного потребления, следовательно, была история, но только в качестве истории абстрактного движения вещей, господствующего над всяким качественным использованием жизни. Тогда как предшествующее циклическое время[1] было основой все возрастающей доли исторического времени, проживаемого индивидами и группами, господство необратимого времени производства будет стремиться социально устранить это проживаемое время»[7,c.85].