Смекни!
smekni.com

Основные социологические и экономические подходы к изучению домохозяйства (стр. 2 из 3)

Таким образом, жизнь семьи (общности) проходит во взаимном владении и пользовании общими благами. Дом состоит из слоев или сфер, как бы вращающихся вокруг одного центра:

– центр – это хозяин дома и его жена, или несколько жен;

– потомство, даже само вступив в брак, оно все еще может оставаться в рамках этой сферы;

– прислуга – внешний круг[16,с.9].

Дом в экономическом смысле – домохозяйство. В домохозяйстве очаг и стол приобретают, согласно Ф. Теннису, символическое значение. «Стол – это и есть сам дом, поскольку каждому отведено за ним свое место и подобающая доля. Если до того товарищи по общему труду были отделены и оторваны друг от друга ради его выполнения, то теперь происходит их воссоединение ради надлежащего распределения и пользования»[16,с.46].

Общность – важная характеристика семьи, которая накладывает свой отпечаток и на ведение домашнего хозяйства, она как бы «ретуширует» «жесткость» экономических законов целесообразности процессов производства, обмена, распределения и потребления.

В структурном функционализме семья и домохозяйство рассматриваются в контексте выполняемых ими функций в обществе. Функция социализации, как известно, одна из функций семьи. Социализация поддерживает устойчивость социальной системы, поддерживает систему правил, принятую в обществе. Социализируются в семье и принципы распределения обязанностей между супругами. Устоявшиеся принципы не так легко меняются, а если и меняются, то грозят устойчивости всей социальной системы.

Культурные традиции, идеи, верования, ценностные образцы создаются обществом и часто находятся выше индивидуального понимания логики их функционирования. «Наиболее общие культурные образцы обеспечивают системы действия значительной структурной устойчивостью, аналогичной устойчивости, которую создает генетический код биологического вида»[27,с.6], отмечал Парсонс.

В семье, как и в обществе, мужчины выполняют инструментальную, а женщины – экспрессивную функцию, а этим функциям соответствуют разные роли. Экспрессивная роль включает заботу о семье, прежде всего, о ее внутреннем, эмоциональном благополучии. Инструментальная роль мужчины заключается в защите семьи от внешнего мира, это роль добытчика, защитника от внешних обстоятельств[28].

Т. Парсонс, анализируя принципы функционирования индустриального общества, пришел к выводу, что наилучшая форма семьи как подсистемы индустриального общества является семья нуклеарная, в которой отношения строятся на патриархальной (традиционной) основе, следовательно, и разделение труда в домохозяйстве строится на той же основе.

В структурном функционализме семья рассматривается как институт, тем не менее, семья помимо института является еще и малой группой. Анализ поведения в семье и распределения в ней обязанностей можно построить, используя теорию обмена Дж. Хоманса, согласно которой взаимодействие людей подчинено определенным принципам, в основе которых лежит психологический бихевиоризм. Согласно принципам психологического бихевиоризма, успех всегда превращается стимул, который будет постоянно повторяться и закрепляться в ценность. Однако чем чаще человек получает одно и то же вознаграждение, тем менее ценным оно будет для него в будущем. Если же человек вообще не получает вознаграждения или получает наказание, он будет проявлять агрессию.

Отношения между супругами в домохозяйстве часто носят напряженный характер, то есть существует определенная агрессия в отношении сфер влияния, которые тесно связаны с имеющимися у каждого из членов домохозяйства ресурсами: «Ресурсы, контролируемые мужем и женой, определяют их отношения влияния на принятие большинства решений»[26,с.14]. Если вознаграждения от затраченных усилий в ходе выполнения домашних обязанностей не соответствует внутренней системе ценностей, вероятна конфликтная ситуация.

В изучении домохозяйства затрагиваются вопросы соответствия или несоответствия поведения членов домохозяйства их внутренней системе ценностей. На чем основана внутренняя система ценностей членов домохозяйства? Как на нее влияют принятые в обществе нормы и ценности? Существует мнение, согласно которому «влияние в домохозяйствах основано не на наличии индивидуальных ресурсов, а на структурной предопределенности в пользу мужчин, это преимущество не индивидуальное, а скорее общественно обусловленное»[24]. Здесь уже задействован гендерный аспект взаимоотношений внутри домохозяйства, существование так называемых «мужских» и «женских» обязанностей. Кем и по каким критериям они определяются? И почему в разных домохозяйствах – разное их соотношение?

Существует два типа построения взаимоотношений семейных пар:

эгалитарные – в которых общая зона «мужских» и «женских» обязанностей максимально широкая;

традиционные – где женщина сохраняет за собой выполнение основных домашних обязанностей, классифицируемых как «женские», вне зависимости от того занята она вне дома или нет[23,с.113].

В том же (гендерном) контексте анализируется корреляция доходов и расходов членов домохозяйства от имеющегося у них человеческого капитала. Как правило, женщины, посвящающие много времени ведению домашнего хозяйства, имеют капитал менее востребованный, конвертируемый и, следовательно, ликвидный на рынке, чем мужчины. Специфика их деятельности позволяет накапливать капитал, который в случае ухода из домохозяйства они практически полностью теряют, в отличие от мужчин, чей профессиональный капитал увеличивается и востребуется рынком[29,с.116].

Изучение домохозяйства в рамках сетевого подхода, который активно используется в экономической социологии, позволяет выделить неформальные принципы построения отношений в домохозяйстве. Сетевой подход предполагает большое значение неформальных отношений, которые вовлекают индивидов в своеобразную сеть. Основная идея – идея социального конструирования экономики, берущая начало в книге П. Бергера и Н. Лукмана «Социальное конструирование реальности»[4].

Домохозяйства могут формировать социальную сеть, поведение в рамках которой будет обладать определенными признаками. В таких сетях часто отношения строятся на принципе реципрокности, который предполагает, что в отношениях между людьми присутствует взаимность, то есть отношения не строятся на строгих принципах формального обмена. В процессе реципрокного обмена индивиды не прописывают четких правил и обязательств, часто этот обмен не предполагает использования денег. Чем ближе друг к другу чувствуют себя люди, тем более вероятно построение отношений на принципе реципрокности. Согласно К. Поланьи, реципрокное поведение не появляется само по себе, оно может возникнуть только благодаря определенным структурам, в домохозяйстве - это симметричная система родственных групп[12,с.12].

Новый институционализм – еще одно относительно новое направление в экономической социологии, которое рассматривает «мир домашний» и особенности его регуляции в сравнении с системой регуляции других «миров». Французские социологи Л. Тевено и Л. Болтански выделяют несколько «миров», которые управляются разными системами ценностей. Один из них «мир домашний», регулирование которого осуществляется с помощью традиционных ценностей, основанных на личных связях, родстве и локальности. «Домашний порядок обоснования ценности строится на доверительности, включающей три компонента: составляющую времени (предшествующий опыт), составляющую пространства (локальная близость) и иерархическую составляющую (авторитет)»[15,с.33].

Домохозяйство управляется или регулируется с помощью доверия, которое обусловлено системой родства. Отношения здесь строятся на иной системе ценностей, чем, например, отношения в «мире гражданском», «индустриальном», «рыночном» и др. Так, если в «индустриальном мире» в отношениях важны ценности профессиональной компетенции, рыночной иерархии, то в «мире домашнем» отношения строятся на ценностях доверия и родства.

В экономической теории в изучении домохозяйства акцент ставится на видимых закономерностях в поведении домохозяйства. Хотя в новых течениях в экономической теории (неоиституциональная экономическая теория) больше внимания уделяется влиянию экономических институтов, то есть неких внешних условий, на процессы, проходящие в домохозяйстве.

В неоклассической экономической теории домохозяйство изучается в рамках происходящих там наблюдаемых явлений, следовательно, почему те или иные явления происходят в домохозяйстве, рассматривается либо как «черный ящик», либо объясняются при помощи принципа рациональности (Г. Беккер).

Экономисты-неоклассики ставят своей задачей сформулировать наиболее общие закономерности развития «чистой экономики» независимо от общественной формы ее организации. В неоклассическом подходе абстрактная модель человека «homo economicus» предполагает, что человек в экономических отношениях:

– следует своим интересам (эгоизм);

– имеет субъективные предпочтения;

– следует принципу рациональности (максимизация полезности).

Смысл поведения экономического человека – распределить оптимальным образом ограниченные ресурсы. Существует посылка, что индивид выбирает то или иное действие, в том числе и в домохозяйстве, на основании своих предпочтений, которые сводятся к достижению оптимального результата, то есть наибольшей полезности. Полезность – одно из главных определений неоклассического подхода, которое было предложено английским философом И. Бентамом. Согласно Бентаму, руководящим принципом поведения является стремление избежать страданий и увеличить удовольствие или счастье[25]. Люди предпочитают более полезные блага менее полезным, критерий полезности – субъективные предпочтения, которые всегда базируются на принципе экономической рациональности.