На основе своей антропологически-материалистической концепции природы и сущности человека, сущности и происхождения сознания, Л. Фейербах создает и свою теорию познания, хотя эта проблема и не является главной в его философии. Познание, по Фейербаху, есть отражение объективного мира в сознании человека в специфических образах и понятиях. Исходный принцип его гносеологии: «Мысленное бытие … есть образ этого бытия вне мышления – материя, субстрат реальности» [3, т. 1, с. 181]. Бытие первично, мышление вторично – принцип его материалистической теории познания. Он продолжает идеи материалистического сенсуализма, утверждающего, что чувственный опыт есть источник познания. Поэтому на уровне чувственного познания сознание, мышление отображает бытие единичных вещей в образах, конкретных представлениях. Здесь образ еще мало отделим от предметности бытия. «Чувственное созерцание у большинства людей служит единственной мерой их рассудка, правилом их суждений, твердой точкой опоры при оценке вещей», замечает Л. Фейербах [2, ч. 1, с. 528]. На уровне теоретического мышления познающий субъект отвлекается, абстрагируется от конкретной данности вещей, их индивидуальности с целью выявления различия в вещах, установления связи между ними. Познание на этом уровне стремится установить общее в бытие и получить знание об этом общем, о законах бытия мира. А это есть результат деятельности абстрактного мышления как сугубо духовной деятельности. Мышлению свойственна всеобщность, подчеркивает Фейербах. Но «как только они (люди – Г.Ч.) касаются духовной области, они попадают на гладкий лед, где ломают себе шеи и ноги»,-образно замечает он [2, ч. 1, с. 528]. В этом плане он и говорит о том, что Гегель и процесс познания ставит с «ног на голову». Фейербах не сомневается в том, что абстрактное мышление есть свойство человека как естественного природного существа. Но оно усиливается, развивается и утверждается только в общении, в обществе и в культуре.
На основе материалистического понимания сущности сознания и познания Фейербах приходит к выводу, что содержанием сознания является знание, а мышление есть способ достижения истинного знания о бытие. В силу того, что материализм его носит в значительной степени созерцательный характер, а познание есть тоже созерцание, хотя и в форме абстрактного мышления, критерием истинности знания Фейербах считает соответствие знания свойствам и законам природного мира и бытия. Ошибки в действии, в практике проистекают именно из несоответствия знания и бытия.
Но основной задачей своей философии, как мы уже отмечали, Фейербах считает критику и разоблачение религии и религиозной морали. Этому и посвящена его работа «Сущность христианства». Поэтому его философия была не только антропологической и материалистической, но носила и ярко выраженный атеистический характер.
«Человеку следует отказаться от христианства – лишь тогда выполнит и достигнет своего назначения, лишь тогда он станет человеком, ибо христианин не человек, а «полуживотное – полуангел». «Лишь тогда он совершенный человек, лишь тогда в нем больше не будет места, в котором смог бы свить себе гнездо потусторонний мир» [3, т. 1, с. 342]. Всестороннему развитию человека как естественного, природного и как духовного существа, прежде всего и препятствует религия и религиозное сознание. Именно она делает его несвободным.
Каковы корни и основания религии, в чем ее сущность? Для ответа на эти вопросы Л. Фейербах исходит из основополагающего принципа своей антропологической философии – «только антропология является ключом к скрытым тайнам религии» [1, с. 64]. Религия проистекает из естественной, природной сущности человека, как существа чувственного и переживающего. Вот почему Фейербах считает, что в религии главное, прежде всего, чувства, эмоции и переживания. Основания религии находятся и обнаруживаются в плоскости взаимодействия человека и природы. Он выделяет психические, практические и социальные корни, основания возникновения и существования религии, понимаемой им как вера в сверхъестественное и чудо.
Психологические причины, корни религии Л. Фейербах связывает с чувством зависимости человека от стихийных сил природы, от которых он тотально зависел, особенно на ранних ступенях развития человеческой истории. Бытие природы тотально определяло бытие человека. Бессилие человека перед природой и порождало чувство страха у человека за свое бытие.
Второй составляющей психологической основы возникновения религии является естественное чувство страха перед смертью. Именно тайна бессмертия и страшит, и привлекает человека.
Психологические предпосылки религии порождают гносеологические причины ее возникновения – бессилие человека познать действительные законы природы, ее тайны, а стало быть и познать тайну бытия человека как естественного, природного существа. «Изменчивость природы, именно в явлениях, в наибольшей степени заставляющих человека чувствовать свою зависимость от нее … есть предмет религиозного почитания»,-подчеркивает Л. Фейербах [2, ч. 1, с. 266]. Бессилие познать тайны природы, а значит и тайну человека и его бытия как естественного, природного существа, вызывает у человека трепет религиозного чувства, преклонения перед этой тайной, чувство страха перед непознанным и неизвестным. Ведь человек более всего боится непонятного и неизвестного, которое порождает состояние психологического беспокойства.
Л. Фейербах указывает и на практические причины возникновения религии, связанные с бытием человека как природно-предметного существа, с присущим ему комплексом естественных потребностей и интересов, реализация которых выступает как неотвратимая необходимость. Полнота их реализации в их неограниченности и свободе выступает для человека в образе счастья. Стремление к счастью является для человека наиболее естественным стремлением, целью, к которой он устремляет свою волю. И в тоже время, в реальном процессе жизни человек сталкивается с невозможностью его достижения. С неразрешимым противоречием между нуждой, необходимость счастья и невозможностью его достижения. А нужду в полноте реализации естественной потребности человека в счастье отменить невозможно. Ее неотменяемость порождает надежду на его достижение. А в силу бессилия и невозможности их реального осуществления сама надежда приобретает иллюзорный характер. Но сохраняется как надежда в форме веры в чудо, веры в сверхъестественное осуществление, веры в Бога, преодолевающего реальные жизненные препятствия на пути к осуществлению надежды и на счастье, и на бессмертие.
Л. Фейербах отмечает и общественные, социальные причины возникновения и существования религии, которыми являются социальная несправедливость, разделение общества на бедных и богатых. Этой проблеме он уделяет меньшее внимание, но все же указывает ее значение для объяснения причин появления религии.
Поскольку религиозное чувство, религиозная вера в Бога и чудеса есть сугубо человеческие явления, то и религия не могла возникнуть без участия человека, без его творческих возможностей. Человек отличается от всех других живых существ тем, что он способен к фантазии, воображению, творению идеального, сверхприродного или, как сейчас модно выражаться, виртуального мира. Бог есть творение человека, созданное его воображением и фантазией. Он нуждается в нем, чтобы преодолеть свои человеческие слабости. Человек приписывает Богу сугубо человеческие свойства, качества: волю, разум и т.д., возводя их в Абсолют, придавая им сверхприродные и сверхчеловеческие свойства и масштаб, который невозможно превзойти и с которым невозможно что-либо сопоставить. По Л. Фейербаху, Бог есть отчужденные от природы и человека силы и возможности, существующие в идеальной и бестелесной сущности, не имеющей ни границ пространства, ни границ времени. Бог есть всезнающая и везде присутствующая сила, наделенная сугубо человеческими качествами – добром, красотой, истиной, умом, справедливостью и т.д. Бог есть в тоже время и абсолютная воля, склонная творить добро. Бог в тоже время проявляет и сугубо человеческие свойства – он гневается, он любит, он милосерден, он справедлив, он милостив и т.п. А поскольку Бог есть абсолютное, совершенное воплощение человеческих надежд и чаяний, то к нему отношение строится только на основе любви и абсолютной веры. Фейербах подчеркивает, что эта вера и любовь приобретает чисто религиозный характер – слепого и вынужденного поклонения. Любовь, как человеческое чувство, покидает земную твердь, уносясь к небу Бога, а потому только религиозное чувство любви достойно называться святым. Л Фейербах подчеркивает, что человек, подпадая под силу религиозного чувства, теряет свою свободу, как естественное, природное существо. А религия и особенно церковь используют человеческую веру в Бога в целях подчинения и порабощения человека. Поэтому подлинное освобождение человека от религиозной зависимости Л. Фейербах видит в противопоставлении религиозной вере в сверхъестественное в естественную веру в силу природы, а вере в Бога противопоставляет веру в человека как естественного и природного существа, в неограниченные возможности его разума, воли и творческих сил. Свою новую религию Л. Фейербах называет естественной, которая ближе к человеку, чем к Богу. Для Фейербаха подлинно человеческая любовь проявляется в отношениях между «Я» и «Ты», когда в другом (в «Ты») человек видит отзвук своих надежд, своего сердца, своих устремлений. Он и половому чувству любви возвращает качества естественности, но при том условии, если оно одухотворяется.