Преодоление одиночества «Я» невозможно без связи с обществом, поскольку, подчеркивает Н.А. Бердяев, человек вынужден становиться социальным существом. Но и здесь значение подлинной свободы не утрачивается, а усиливается. В каком обществе возможно преодоление одиночества человеческого «Я» по Н.А. Бердяеву? Он утверждает, что «абсолютное уединение «Я» от всякого другого, от всякого «Ты» есть самоистребление». Абсолютное уединение от общества столь же губительно [2, c. 267]. Только в обществе, в котором возможно сердечное общение с «Ты», одиночество человеческого «Я» преодолимо и может быть уничтожено [2, c. 278]. В связи с этим он считает, что буржуазное общество, в котором торжествует эгоизм и индивидуализм, а люди «атомизируются», не является условием преодоления одиночества. В нем свобода личности носит формальный и неполный характер. Также и коммунистическое общество, в котором личностное «Я» поглощается обществом и отрицается его свобода, не является условием и средой преодоления одиночества. В нем личность становится лишь объектом воздействия общества. Он сторонник «аристократического социализма», в котором возможно и сохранение целостности «Я», и преодоление одиночества, поскольку в нем возможно на основе свободного выбора Богочеловеческого «Я» и Богочеловеческого идеала личностного «Я» воплотить их в себе на основе общения, дружбы и христиански духовной любви. В этом обществе трагичность судьбы человека минимизируется. Таковы основные черты и идеи философии Н.А. Бердяева, «мятежного Апостола свободы», по выражению А. Мысливченко [4, c. 3].
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание / Н.А. Бердяев о русской философии. – Свердловск: УрГУ, 1991. – Ч. 1.
2. Бердяев Н.А. Я и мир объектов / Н.А. Бердяев. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994.
3. Бердяев Н.А. Самосознание // Опыты. Литературно-философский сборник / Сост. А.В. Гулыга. – М.: Советский писатель, 1991.
4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994.
5. Бердяев Н.А. Дух и реальность / Н.А. Бердяев. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994.
6. Гегель. Энциклопедия философских наук. – М.: Мысль, 1974. – Т. 1.
7. Суханов К.Н., Чупров А.С. Знаменитые философы XIX–ХХ веков: Очерки идей и биографий. – Челябинск: Околица, 2001.
[1] Краткую характеристику философских взглядов Н.А. Бердяева, его трагической судьбы вы можете найти в книге: К.Н. Суханов, А.С. Чупров. Знаменитые философы XIX–ХХ веков: Очерки идей и биографий. – Челябинск: Околица, 2001.
[2] Имманентный (лат. – свойственный, присущий – immanens) – внутренне присущая определенность.