Дело воскрешения требует от каждого человека высочайшей активной трудовой деятельности. Каждый станет участником общего дела, если в основе его деятельности лежат наука и научное знание. Какой же вид деятельности положит начало великому делу – всеобщего воскрешения? Таким видом должно стать земледелие, которое управляет всеми природными процессами – землей, метеорологией и даже всей солнечной системой, но самое главное – земледелие есть наиболее совершенная система регуляции природы. Посредством регуляции человек превратит природу из врага, поскольку смерть есть следствие стихии природы, в друга человека. Поскольку только в природе можно найти реальные, материальные основы бессмертия и воскрешения. Ведь воскрешение есть управление «всеми молекулами и атомами мира так, чтобы рассеянное собрать, разложить, соединить, то есть сложить в тела отцов, какие они имели при своей кончине» [2, т. 1, с. 442]. Такое воскрешение не есть чудо и мистика, а есть вполне осуществимое практическое действие, осуществляемое самими людьми. А русский народ, вооруженный православным миросозерцанием, опытом общинной, семейной жизни, практически способен эту миссию выполнить. В своей философии Н. Федоров пытается соединить в гармоническое единство православие, преобразованное в культ предков, науку и научное знание, доступное всем, и технологию, базирующуюся на естествознании. Он предостерегает, что если наука, техника, технология не будут служить целям общего дела, то они породят непреодолимые проблемы современной цивилизации, ведущие к деградации человечества и его самоуничтожению.
Несмотря на некоторый утопизм философии Н. Федорова, следует отметить, что идеи гуманизма, пронизывающие его философию, позволяют глубже понять глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество в настоящее время.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Религия воскрешения / Бердяев Н.А. о русской философии. – Свердловск: УРГУ. – Т. 1–2.
2. Федоров Н. Философия общего дела. – СПб., 1912. – Т. 1–2.