Соц. связь может выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта – поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия.
Соц. взаимодействие – это система взаимообусловленных соц. действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений.
Соц. отношения - это одна из форм проявления соц. взаимодействий, которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью соц. взаимодействий, их самовозобновляемостью, широтой содержания соц. связей.
Соц.взаимодействия могут классифицироваться по различным основаниям. Сорокин разграничил их:
1)по количеству субъектов взаимодействия на:
-- взаимоотношения двух людей друг с другом;
-- одного и многих;
-- многих и многих;
2)по характеру взаимоотношений субъекта взаимодействия на:
-- односторонние и
-- двусторонние,
-- а также на солидарные и
-- антагонистические;
3)по своей длительности на:
-- кратковременные и
-- долговременные;
4)по наличию или отсутствию организованности на:
-- организованные и
-- неорганизованные;
5)по сознательности взаимодействия:
-- сознательные и
-- бессознательные;
6)по материи обмена в процессе обмена на:
-- интеллектуальные,
-- чувственные и
-- волевые.
Важным подразделением соц. взаимодействий является и такое, как непосредственные и опосредованные взаимодействия.
25. Личность как социальный тип. Социализация, идентификация.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук: философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социология же выделяет в личности социологическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личность в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — идентификации и социализации. Социология имеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь через государство. Такой взгляд берет начало еще с Демокрита, провозглашавшего, что в государстве представлено общее благо и государство превыше всего. Таких же взглядов придерживались Гегель и Макиавелли. Существует, теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии. Значительное место занимает ролевая теория личности (ее разрабатывали Кули, Дарендорфа, Мертона и др.). Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям.
26. Социальное поведение. Девиантное поведение.
Даже в самом высокоорганизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы все его члены строго следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им соц. роли. В результате происходит нарушение этих норм, с которыми общество не может мириться и использует для этого механизм контроля. Такие соц. отклонения, такое поведение в социологии называется девиацией (понятие ввел Дюркгейм, самоубийство - наиболее яркий пример).
Девиантное поведение - это отклоняющееся от общепринятых норм и вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или соц. группы поведение.
В широком смысле понятие девиантное поведение охватывает любое отклонение от соц. норм – как положительное (геройство), так и отрицательное (преступление). Чаще всего под этим понятием понимается только негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных норм.
Девиации могут проявляться как в явной, открытой форме(хулиганство), так и в скрытой (бюрократизм). Могут быть индивидуальными и групповыми, первичными и вторичными и пр. Девиации многолики, границы их подвижны и часто соотносятся с изменениями в соц. ценностях. Способны модернизироваться и адаптироваться к переменам в соц. условиях. Оценка девиации происходит с позиции культуры, принятой в данном обществе.
Причины девиации определяются неоднозначно: связано со слабостью и противоречивостью соц. норм и ценностей; с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения. Девиация вызывается обычно не какой-то причиной, а совокупностью условий и факторов объективного и субъективного характера. Развитие и распространение девиации ведет общество к состоянию соц. аномии, которая становится почвой для новых девиаций.
27. Общество как социокультурная система. Типы обществ.
Философское понимание:
Об-во - это обособивш. от природы часть материального мира, кот. развивается по своим собсвен. законам.
Социологический подход:
1. Об-во - опред. группа людей объед. для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности
2. Об-во - это конкретный этап в истор. развитии какого-либо народа или страны
3. Об-во - это сложно организов. система взаимод. людей имеющая свою структуры и институты
Общество - понимается как продукт целенаправл. сознат. деятель. людей объед. на основе совместных интересов и договоре.
Важнейший признак об-ва - территор.. Другим признаком является поддержание и воспроизв. внутр. связей. Социальные отношения - это системообразующий элемент об-ва.
В отечествен. социологии общество понимается как относительно устойчивая система связей и отношений между соц. группами, кот-я поддержив. силой обычаев, традиций, и т.д.
Системный анализ об-ва, 3 вида:
1. Структурно-элементный
2. Структурно- функциональный
3. Исторический
3 ТИПА об-ва:
1. Традиционное общество - это докапиталистическое общество аграрного типа
2. Индустриальное общество (промышленное) возникает на базе машинного производства, фабричной организации и дисциплины труда, национальной системы хозяйства со свободной торговлей и общим рынком
3. Постиндустриальное об-во - Наука, образование, информация, услуги, транспорт, банки, страховое дело.28. Социальные общности. Община, общность, общество.
Общество - опред. группа людей объед. для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.
Становление общества:
В начале зарождения связывает родство. Отношения между людьми строились на эмоц. основе, на страхе лишиться помощи и поддержки. Община - кровнородственные связи. В первобытном об-ве община - совокуп. обществ. ф-й. В классовом обществе община превращается в самоуправл. организацию в с/х. По мере роста населения основным стабилизир. фактором становятся соц. связи, на основе соц. связей формируется общность. Общность - это форма совместного бытия людей связанных происхождений, языком, судьбой.
В социологи выдеделяются след. общности:
1. социально-терр. (люди привяз. к произв-ву)
2. этнич. (народы, нации)
3. соц. общности (сословия, классы)
4. трудовые коллективы
Общество - продукт целенаправл. сознат. деятельности людей объед. на основе совместных интересов и договоре.
В отечествен. социологии общество понимается как относительно устойчивая система связей и отношений между соц. группами, кот-я поддержив. силой обычаев, традиций, и т.д.
Общество: эконом(1), полит.(2), социальное(3), духовное(4)
рис.1
(1) экон. детерменизм
(2) полит. переворот
(3) сфера воспроизв. и произв. трудовой сущности человека
(4) Вебер
(5) Парсонс. Общество как совокуп. сфер29. Гражданское общество и государство.
Общество – совокупность индивидов. У каждого индивида свои интересы.
Чтобы управлять обществом существует политическая система.
Политическая система делится на:
- Государство:
а) законодательная власть (федеральное собрание);
б) исполнительная власть (правительство);
в) судебная власть (верховный суд);
- Политические партии;