Владислав В. Яцкевич
Цель настоящего очерка состоит в том, чтобы подчеркнуть научную значимость творческого наследия Карла Маркса. Исследованию его научной деятельности посвящена обширная литература прошлых лет. И может показаться, что все уже сказано. Но, к сожалению, по работам марксистов-ленинцев очень трудно получить представление о собственно научных открытиях немецкого философа, поскольку в этих работах идеалистически преувеличивается значение и роль революции и классовой борьбы, в центре внимания находится не столько принципиальная наука, сколько проблема свержения капиталистического строя.
В этом плане наиболее характерна книга И. Сталина "Краткий курс истории ВКП(б)". Она являет собой образец демагогии, высшую форму подчинения авторитета науки интересам идеологии и политики. Здесь попрана истина научная и историческая, здесь автор отождествляет противоречие диалектическое и противоречие, являющееся следствием заблуждения. Собственно диалектическому материализму “отец народов” уделил всего двадцать страниц, и “исчерпал” всю науку и всю философию.
Тем не менее, хочется отметить, что некоторыми советскими философами предпринимались попытки анализа ряда положений марксизма независимо от вопросов классовой борьбы. К числу таких работ относится, например, книга Вл. Афанасьева "Великое открытие Карла Маркса", которая отличается от исследований других авторов прежде всего относительной независимостью мышления[1][1]. Далеко не с каждым его утверждением можно согласиться. Автор явно разделяет убеждения большинства своих коллег. Но вместе с этим его работа относится к числу тех немногих изданий (по философии в СССР), которые производят впечатление искренности и свежести. К числу таких работ относятся и книги Эвальда Васильевича Ильенкова [2][2].
В таких работах содержится беспристрастный философский анализ тех результатов творческой деятельности Маркса, которые являются подлинно научными и не связаны с его политическими амбициями. Именно благодаря этим результатам он обрел всемирное признание как величайший философ нашего времени.
Подобно "трем источникам и трем составляющим марксизма" творческая деятельность Маркса в значительной степени определилась тремя важнейшими факторами его жизнедеятельности, каковыми являются гениальность, честолюбие и увлеченность политикой.
Каждый подлинный ученый по прошествии многих лет творческого труда задается вопросом - что сделано и что достигнуто? Очень часто для ответа на эти вопросы бывает достаточно всего несколько фраз. Например, Маркс, видимо, мог бы сказать следующее: положено начало новой философии - диалектического материализма. Она представляет собой переработку диалектики Гегеля. В этой философии исходный момент состоит в предположении материальности бытия, в первичности материи, в диалектичности ее движения. В ней движение материи подчиняется диалектической логике. Процесс познания состоит в познании этой логики. Если у Гегеля все противоречия чисто логические, и материя здесь как бы “непричем”, то в “Диалектическом материализме” они же - суть необходимые моменты ее движения. В этом случае исчезает всякая мистика и идеализм. Дух становится реальностью. Без материи нет ни движения, ни противоречий, ни самой диалектики.
Кроме этого Марксом открыта диалектика труда и на этой основе выработана концепция истории как закономерной последовательности общественных формаций - рабовладельческая социально-экономическая формация, затем феодальная, капиталистическая, социалистическая, коммунистическая. Вот, пожалуй, и все. Выглядит это достаточно скромно, но давайте посмотрим, что стоит за этими словами.
До Маркса школа материализма и школа диалектики существовали раздельно. Философы Демокрит, Эпикур, а также знаменитые французкие просветители XVIII века во главе с Дидро - материалисты. А Гераклит и представители немецкого классического идеализма такие, как Кант и Гегель - диалектики. Первые мыслили материальное без диалектики, а вторые обсуждали диалектические явления, не видя в них материальной основы. И только Маркс осознал плодотворность единства этих двух направлений философской мысли. Он обогатил концепцию материализма, углубив представление о бытии на основе законов диалектики. Всякое бытие по Марксу обусловлено материальностью реального мира, в котором источником (причиной) всякого движения является диалектическое противоречие. Осуществив этот исторический синтез, он создал новую философию.
Вопросы диалектики всегда были у Маркса в центре внимания. Анализируя его переписку с Энгельсом, состоящую в общей сложности более, чем из 1500 писем, Ленин в статье "Переписка Маркса с Энгельсом" следующим образом резюмирует их содержание: "Если попытаться одним словом определить, так сказать, фокус всей переписки,- тот центральный пункт, к которому сходится вся сеть высказываемых и обсуждаемых идей, то это слово будет диалектика."[3][3] Применение диалектического материализма и вытекающего из него метода к политической экономии, к истории, к естествознанию, к философии, к мышлению и познанию, - вот в чем состоит гениальный вклад немецкого ученого в мировую науку.
Маркс не просто "позаимствовал" учения старых материалистов и старых идеалистов-диалектиков, синтезировав их воедино. Его величайшей догадкой является убеждение в том, что научным и до конца последовательным материализм может быть лишь став диалектическим, а подлинно научной диалектика может быть лишь став материалистической. Отныне эти две стороны составили замечательное целое науки, обладающей поистине неограниченной широтой подхода. Она является всеобъемлющей, она - наука наук, как и подобает быть подлинной философии.
Связывая воедино учение о бытии, об объективном мире с учением об отражении его в человеческом сознании, эта философия представляет собой теорию познания и логику. Диалектический материализм выработал, в частности, новый взгляд на историю, на развитие общества, его законы. При этом нельзя не отметить, что никакая альтернативная философия до сегодняшнего дня не смогла предложить мировоззрения, более широкого и более адекватного действительности.
Экзистенциализм, позитивизм, релятивизм, прагматизм, структурализм, бихевиоризм, фрейдизм и многие другие направления в современной философии – все это неудачные попытки поиска нового подхода, но которые также необходимы, как необходим труд вообще. Все они обнаружили свою несостоятельность. В каждой из них обязательно есть некоторый позитивный результат по крайней мере эмпирический. Все они как возникли, так и кончились.
Марксов диалектический материализм - это квинтэссенция всей европейской рационалистической мысли, имеющей многовековую историю поступательного развития. Сегодня не существует ни одной науки, которую можно считать свободной от влияния этой философии. Математика, физика, астрономия, биология и т. д., каждая из них обнаружила в себе диалектичность и своими достижениями блестяще подтвердила плодотворность тех философских концепций, которые сформулированы в трудах Маркса. Эвристическое значение его идей вряд ли может быть исчерпано.
Большой вклад он осуществил в политическую экономию и общественные науки. Его главное произведение "Капитал" представляет собой скрупулезное исследование производительных сил капиталистического общества и важнейших производственных отношений.
Следующая оценка "Капитала", которую дал Ленин в работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов", представляется совершенно справедливой и объективной: "Потому-то "Капитал" и имел такой гигантский успех, что эта книга ... показала читателю всю капиталистическую общественную формацию как живую ... Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, "богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, - так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественноисторический процесс."[4][4].
От диалектики труда Маркс перешел к сущности капитала и анализу диалектики отношений, составляющих основу всего капиталистического общества. По определению Маркса капитал - это труд, накопленный предшествующими поколениями и опосредованный в общественных отношениях. Движущая сила капитала - в рефлексии, благодаря которой он, обладает свойством самодвижения и саморазвития. Он эксплуатирует и созидает, удовлетворяет материальную потребность, освобождает от примитивного труда и освобождает в широком смысле.
Научная ценность теории Маркса состоит в том, что он показал, что капитал, будучи частным, обращается и функционирует как феномен общественных отношений. Действенным может быть только крупный концентрированный капитал. Но вместе с этим, будучи крупным, он обнаруживает неустойчивость, неуправляемость, тенденцию к распаду. Чем крупнее капитал, тем сильнее эта тенденция, и тем явственнее диалектика. Как концентрация общественных отношений он саморазвивается и самораспадается, заполняя собой все доступное пространство, наделяя собой всех и каждого, кто способен им управлять.
Маркс раскрыл социальную функцию труда, показав, что она имеет широчайший диапазон значений от индивидуальной деятельности до исторического общественного производственного процесса, пронизывая все сферы общественной жизни. В этом плане наиболее существенные факторы социального развития (по мнению Маркса) могут быть представлены следующим образом: