Любой инстинкт имеет четыре характеристики: (а) источник, б) цель, в) объект и г) стимул.
а) Источник инстинкта - состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Источники инстинктов жизни описывает нейрофизиология (например, голод или жажда). Четкого определения инстинктов смерти Фрейд не дал.
б) Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное состояние блаженства. Хотя существует много способов достижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).
в) Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Действия, ведущие к инстинктивному удовольствию, не обязательно всегда одни и те же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивиды способны откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени.
Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах:
привязки, или направления энергии на объект (катексис)
препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (анти-катексис).
Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами. Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главный бастион психоаналитического построения системы мотивации.
г) Стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвенным образом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели.
Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте.
По мнению Фрейда, страхи, являются выражением желаний, т.е сознательный страх – это часто выражение бессознательной потребности - отсюда формулировка двух гипотез, включенных в психоаналитическую теорию: гипотеза об инфантильной сексуальности и эдиповом комплексе.
В работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд описал онтогенез сексуальных влечений (либидо, как указывалось ранее). Они возникают с момента рождения и сопутствуют человеку всю жизнь. Половое влечение вначале не отделено от инстинкта самосохранения. Однако, в отличие от последнего оно обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации.
Первая фаза «оральной сексуальности»: младенец переживает явное наслаждение не только при сосании груди, но и замещающих ее вещей (пальцы и т. п.). В дальнейшем либидо локализуется в различных телесных зонах и сладострастное ощущение связывается с деятельностью прямой кишки – фаза «анальной сексуальности», функцией мочеиспускания – фаза «уретальной сексуальности». Новорожденный — существо нарцисстическое, аутоэротическое, любит самого себя и наслаждается своим собственным телом. Контакт с окружением (прежде всего с матерью) ведет к распространению либидозных стремлений на лиц, окружающих его; он становится гетероэротичным. В «фаллическом» периоде (4—5 лет) детская сексуальность достигает вершины, и объектом либидо становится родитель противоположного пола: мальчик влюбляется в мать, девочка в отца (мальчик переживает Эдипов комплекс, девочка — комплекс Электры). Родитель того же пола становится конкурентом. Это ведет к возникновению внутридушевного конфликта, так как ребенок любит обоих родителей. В этой фазе, по мнению Фрейда, мальчик переживает кастрационный комплекс, девочка — представление, что она уже была так наказана. Выходом из этих конфликтов-комплексов является отождествление себя с конкурирующим (возненавиденным) и в то же время любимым родителем. Таким путем формируется основа морали — «Сверх-Я» и возможность активного подавления сексуальных влечений.
Далее в развитии сексуальности наступает период «латенции» в течение которого сексуальность становится фактически бездействующей и остается таковой вплоть до периода половой зрелости. В пубертатном периоде в связи со сложными нейроэндокринными изменениями в организме сексуальность вновь оживает. Юноша (девушка) разрешает свой конфликт, направляя половое влечение на дозволенные — внешние объекты. Наступают период зрелости и нормальная половая жизнь.
Во фрейдовской теории считается, что легкость или сложность, пережитая ребенком при прохождении указанных догенитальных фаз, имеет фундаментальное влияние на его позднейшие (уже в качестве взрослого) отношения к основным формам поведения. Конфликты или трудности, пережитые на той или иной стадии, могут привести к фиксации либидо на данном пункте, а позднейшие неприятности вызывают регрессию к нему. Младенец испытывает наслаждение в так называемых эрогенных зонах в связи с процессами кормления и испражнения, в результате чрезмерной стимуляции или фрустрации (или за счет повышенной чувствительности), за счет чего эрогенные зоны сохраняют характер либидо и в последующие годы, когда при нормальном развитии главная роль должна перейти к генитальной зоне. Эта задержка, фиксация на прегенитальном уровне ведет к сублимациям и комплексам реакций, которые и входят в структуру личности, становясь составными частями характера. Например, человек может ожидать всех благ от других людей, а не от собственных усилий, потому что им руководит подсознательное желание, чтобы его кормили, сублимируемое в желание получать помощь, знания и т.д.
Труды З.Фрейда оставили неоспоримо очень глубокий след в истории не только психологии, психиатрии, неврологии, но и всей культуры нашего века. Им были открыты проблемы, психические механизмы, феномены, факты, касающиеся того обширного пласта регуляции человеческого поведения, в котором представлена сложная и загадочная область бессознательной психики.
Следует отдать должное тому факту, что основы психоаналитической техники, которые заложил Фрейд в своих работах более чем 80 лет тому назад, до сих пор являются основой психоаналитической практики. Ничего принципиально нового в технику психоанализа за этот период времени, несмотря на огромное количество работ, внесено не было.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры в целом. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством. Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в "кровь" западной культуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими,
чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается критике.
Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователями основные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся прежде всего следующие положения:
представление о развитии как адаптации к среде; хотя среда и
не является всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит
конкретному индивиду;
идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем не претерпевает.
Завоевав определенное место в западной культуре как течение, имевшее вначале психотерапевтическую, а затем также философскую и социологическую ориентацию, психоанализ стал постепенно наталкивался в возрастающих масштабах на довольно резкое сопротивление его дальнейшей экспансии.
Но следует прежде всего подчеркнуть, что своеобразие судьбы психоанализа объясняется своеобразием спектра идей, которые он пытается утвердить. Если идеи малой и даже негативной научной ценности придают истории психоанализа Фрейда облик динамичной мозаики, то важных идеи, имеющие серьезное значение для дальнейшего развития наших знаний выступают как основа неоспоримой
сопротивляемости, которую это течение оказывало на протяжении десятилетий самым разнообразным попыткам его критики.
Почти уже вековая история психоанализа убедительно говорит в пользу того, что, сколь бы ярко ни проявлялась изменчивость направлений психоаналитической мысли, все основывается так или иначе на идее существования бессознательного, понимаемого как категория принципиально психологическая. Именно эта опора на категорию бессознательного, которая объединяет самые различные направления психоаналитической мысли, начиная с Зигмунда Фрейда позволила психоанализу уцелеть как специфическому концептуальному течению на протяжении почти уже целого столетия.
Список литературы
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991. – 456с.
Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М.: Политиздат, 1990. – 397с.
Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. – М.: «Гуманитарий» АГИ, 1996. – 448с.
Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: «Урал LTD», 1999. – 348с.
Браун Дж. Психология Фрейда и постфредисты. – М.: «Фефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. – 304с.