Смекни!
smekni.com

Концепция сознания вне основного вопроса философии (стр. 3 из 3)

"6) сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытиём". Как и бытиё носит общественный характер и определяется общественным сознанием.

Гносеологии упорно смотрят на мир с точки зрения своего сознания, спрашивая: что есть материя для моего сознания? Вопрос, а что есть сознание для материи – это уже не их вопрос, это уже вопрос онтологии. Позволю снова сравнить значение сознания для материи с ролью паровой машины для судна. С точки зрения паровой машины, и с ним согласиться её кочегар-гносеолог, самое главное судно, ведь без него машина утонет вместе с углём и кочегаром. Но по мнению капитана-онтолога без двигателя они не смогли бы двигаться и дойти до порта. А капитану, согласитесь, виднее, хотя кочегар тоже прав. По своему, по пролетарски.

Почему марксизм не принял реальную роль сознания в бытии? Почему оказалось достаточным остановиться в историческом материализме на материалистическом решении основного вопроса философии? Всё дело в политической установке революционного учения Маркса, направленного на обоснование исторической миссии пролетариата, и являющейся сердцевиной формирования его мировоззрения. Вряд ли подлог, совершённый Марксом, был намеренным. Будучи современником растущего пролетарского движения (по сути эмансипации пролетариата), он, сделав его политическую экстраполяцию, уверился в необходимости революционного выхода, а, будучи по сути великим учёным, научно обосновал то социальное будущее, в котором был уверен. Для этого необходимо было умалить роль общественного сознания, которое репрезентуют прежде всего господствующие классы, государственный аппарат, интеллигенция; показать его вторичную обусловленность общественным бытиём угнетённых классов, материальными производительными силами, обслуживаемыми ими. Тогда исходное определение читалось бы примерно в таком контексте: не господствующее сознание = сознание господствующего класса определяет бытиё общества, а бытиё угнетённых классов, их труд определяют в конечном итоге это их сознание, и оттого социальная революция неизбежна! Признай Маркс ведущее значение общественного сознания в обустройстве своего общественного бытия, и роль пролетариата, фактически выполняющего роль технического придатка машинного производства, умалилась бы настолько, что нужно было бы говорить не о революции, как неизбежном средстве прихода к власти, а максимум о "дворцовом" перевороте. В результате политическое преувеличение обернулось некорректностью в теории. История развеяла миф о всемирной пролетарской революции, но созданная для его обоснования научная парадигма осталась в общественном сознании, стараясь, видимо, кризисом своего существования подтвердить печальный тезис, что "не сознание определяет бытие".

Исторический материализм, построенный на основе гносеологического отношения сознания к бытию, поставившего материальные производительные силы выше общественного сознания, продемонстрировал свою несостоятельность с крахом "социализма". История показывает бесконечный ряд примеров в подтверждение ведущей роли для судьбы общества его сознания, а не материальных производительных сил, которые являются скорее телом, а не головой общества. А в здоровом теле не обязательно воцарится здоровый дух, для общества вернее обратное утверждение. Возьмём послевоенную историю. Материально уничтоженные, поверженные монстры – Западная Германия и Япония – явили затем пример экономического взлёта, поскольку их предшествующее мировоззрение, хотя и исходило из неверных посылок (за что они и понесли историческое наказание), но содействовало усилению единства и воли Сознания общества. В то же время СССР и весь соцлагерь с теорией приоритета материального производства и вкупе с прекрасной сырьевой базой проиграл техническую гонку с Западом и бывшими поверженными противниками, ибо посчитал общественное сознание вторичным фактором, плохо стимулировал и даже подавлял его самостоятельное развитие полагая, что оно должно происходить автоматически под действием внедрения современных средств производства. По теории марксизма можно ликвидировать целый класс наиболее активного населения, формирующего сознание общества, сгноить в лагерях интеллигенцию, расстрелять цвет военной мысли, уничтожить стимул к мыслительной деятельности нищенскими заплатами, "помощью" интеллигенции колхозам, стройкам, цехам ... - и построить передовое общество, ведь "не сознание определяет бытиё". Наследие этой идеологии живо в нас и сегодня. Лишая себя головы, мы неизбежно начинаем жить головой Запада, Востока и т.д., ещё и обвиняя их в культурной экспансии.

Если даже предположить, что материальные производительные силы общества – его ведущая и определяющая основа, то кто тогда ответственен за их развитие? И если мы найдём такого ответственного, то не он ли и будет подлинной первичной основой развития? Сознание общества – есть подлинная движущая сила исторического развития. Всё общество создаётся его Сознанием. Поэтому никакой импорт средств производства не может обеспечить появления внутреннего источника развития государства.

Исток вторичности сознания в историческом материализме в базировании его на теории познания, в то время как это необходимо делать исходя из теории бытия (основам которой будет посвящён очерк "Новая онтология как теория эволюции материи"). Утверждение ведущего значения сознания вовсе не является идеалистическим потому, что подобное обвинение может быть корректно лишь в рамках гносеологии. Сознание вторично по факту своего возникновения, сознание вторично в своей зависимости существования от материи, сознание вторично в акте познания, но оно первично как движущая сила исторического развития.

Итак, необходимо различать гносеологическое и онтологическое определения сознания. Онтологически сознание не только определяется бытиём, но и определяет бытиё, и это наглядно иллюстрирует вся история появления и развития человеческого общества. Сознание – это высшая известная нам форма самоотрицания материи, обуславливающая её развитие на исторической фазе. Общий характер отношения общественного сознания к общественному бытию не ограничен функцией познания, а определён его стремлением к самосохранению. Уважаемые Homo Sapiens! Мы потому и Sapiens, что Разум определяет наше бытиё и нашу историю.

P.S. К сказанному нужно заметить, что предметом данного исследования является именно природа сознания, а не судьба отдельного индивида, действительно определяемого во многом бытиём общества, и у которого остаётся банальное возражение: "а вот Вам упадёт на голову кирпич, тогда посмотрим, как вы определяете своё бытиё". Поэтому становится необходимым разобраться во взаимоотношении сознаний общества и отдельного человека, чему будет посвящён следующий очерк "Генезис единства сознания индивида и общества".