Смекни!
smekni.com

Интеграция антропологических наук и научных направлений – основополагающий принцип современного человекознания (стр. 2 из 3)

Хотя социобиологические идеи высказывались задолго до оформления социобиологии как самостоятельного научного направления, в качестве оформленной системы воззрений она представлена в трудах Э.О.Уилсона. Им был опубликован целый ряд книг, в том числе “О человеческой природе” (1978); “Биофилия” (1984); “Гены, разум и культура. Процесс коэволюции” (1981) и др. В них последовательную аргументацию получает основная идея Уилсона: у человека, включая его мораль, культуру, социальные институты, не может быть никаких проявлений, которые бы противоречили его биологической природе. Биологическая эволюция является фундаментом и сопутствующим процессом социальной и культурной эволюции. По определению Уилсона, социобиология представляет собой “распространение принципов популяционной биологии и эволюционной теории на социальную организацию” [ 21] .

Ученый сформулировал два основных постулата социобиологии. Первый – у вида (включая человека) не может быть “трансцендентных” целей, возникших вне его собственной биологической природы. Человека нельзя считать биологической машиной, но в нем есть биологические механизмы, не допускающие целей и социальных действий, противных его биологическому статусу. Второй – особенности природы человека – лишь малая часть свойств природы других видов. Поэтому определить ценность детерминирующих человеческое поведение врожденных характеристик можно, лишь глубоко изучив эволюцию социального поведения всех живых существ.

Наряду с призывами социобиологов к синтезу знаний ярко проявляются их претензии создать “новую науку” о человеке. Рецидивы таких попыток были и раньше. В частности, стремление педологов в начале века создать новую науку о человеке закончилось сокрушительным провалом.

В сложном и противоречивом процессе дифференциации и интеграции человековедческих дисциплин идея единой науки о человеке представляется нам, скорее, как целевая установка, призванная научно организовать и направить комплексное изучение человека как целостной социально-биологической системы, создание же концептуальной теории человека, на наш взгляд, – дело весьма отдаленного будущего. Попытки создать единую науку о человеке уже сейчас очень напоминают поиски “философского камня” в далеком прошлом и, очевидно, обречены на неудачу.

Даже краткий и очень поверхностный обзор некоторых философских и сциентистских концепций человека дает возможность убедиться, что попытки ученых решить проблему человека, взяв за основу одну или даже несколько научных парадигм, приводят, как правило, к редукции или эклектике и не дают желаемого результата.

Усиление же системных представлений о человеке и окружающем его мире, связанное с растущей интеграцией наук и научных направлений, представляется нам методологически более перспективным. Без таких обобщений, пишет Н.Н.Моисеев, “невозможно понять Человека во всей полноте, во всем драматизме его отношений с остальной природой. А без такого понимания не стоит даже говорить о какой-то реалистической конкретной стратегии взаимодействия природы и общества”[ 8] .

Потребность в широком и практическом использовании системного подхода была обусловлена прежде всего тем, что научное знание в конце ХХ века стало более глубоким и сложным, многоуровневым и многомерным. Как справедливо отмечает В.П.Кузьмин, “человеческое знание в своем историческом развитии восходит от познания “мира вещей” к познанию “мира систем” и присущих им законов интеграции. Углубляясь и расширяясь, оно образует, таким образом, более “богатые” многоуровневые системы знаний и истин” [ 9] .

Распространение в новое время диалектического метода значительно укрепило синтетический, системный подход к оценке процессов, как происходящих в мире живых существ в целом, так и непосредственно связанных с человеком. В своих научных исследованиях его блестяще использовали выдающиеся отечественные биологи – И.П.Павлов, А.А.Ухтомский, В.И.Вернадский, Н.И.Вавилов, Э.С.Бауэр, И.И.Шмальгаузен, А.И.Опарин, П.К.Анохин и другие. Существенную лепту в богатые традиции современной отечественной педагогики и психологии внесли К.Д.Ушинский и целая плеяда ученых-педологов, а также Л.Г.Выготский, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и многие другие. Разработке методологических основ системного подхода в человековедении посвящены труды И.Т.Фролова, Б.М.Кедрова, В.Г.Афанасьева и других. В частности, в одной из своих статей И.Т.Фролов пишет: “Большие перспективы открываются перед биологическим познанием и его связи с практикой в областях, которые непосредственно обращены к человеку, его генетике, психофизиологии, структуре и деятельности его мозга. И здесь биологическая наука приобретает, может быть, самый существенный признак, создающий, по существу, сам новый тип науки о жизни: речь идет о ее соединении с человеком” [ 10] .

Поскольку уникальность феномена человека как субъекта и объекта исследования состоит в неразрывном единстве законов природы и общества, его характеризующих, совершенно очевидно, что именно в этой области смыкаются интересы фундаментальных общественных и естественных наук. И это еще одно свидетельство того, что будущее в человековедении за системным (а точнее – проблемным) методом формирования истинного и целостного представления о человеке, возможных путях и способах воздействия на него.

Касаясь проблемы интеграции наук, В.И.Вернадский, в частности, писал: “... рост научного знания в ХХ веке быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам (подчеркнуто нами. – В.Ч.). Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой – расширять охват его со всех точек зрения”[ 11] .

Примечателен вывод Б.М.Кедрова в его исследовании процессов интеграции наук: “Можно сказать, – пишет автор, – что в итоге начинает вырисовываться новый методологический подход, действующий пока что наряду с прежним, когда одной науке соответствовал один предмет и обратно – этому предмету соответствовала лишь одна наука, так что отношение между ними было строго однозначным. Теперь же все чаще обнаруживается, что один предмет должен изучаться одновременно многими науками в их взаимодействии, тогда как одна наука должна иметь дело не с одним ее “собственным предметом”, а со многими другими предметами. Иными словами, между науками и изучаемыми ими предметами отношения существенно меняются и оказываются не однозначными, а многозначными: одному предмету отвечает сразу много наук, а одна наука отвечает сразу многим различным предметам” [ 12] .

Возрастание роли наук о человеке – важное специфическое явление современности, отмеченное антропологизацией и гуманизацией многих областей знаний, генерализацией человековедческих подходов во всей системе наук.

Известный отечественный психолог Б.Г.Ананьев [ 13] выделил три важных особенности развития современной науки, связанные непосредственно с проблемой человека. Первая из них – превращение этой проблемы в общую проблему всей науки в целом. Вторая особенность заключается во всевозрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений. Наконец, третья особенность современного научного развития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в комплексные системы, построению синтетических характеристик человеческого развития.

Интегративные представления близки взглядам многих ученых. В частности, Д.В.Колесов считает, что методология целостного подхода к человеку "позволяет обобщать и взаимно объяснять разнородные и разноуровневые явления, традиционно относимые к различным сферам знания – философии, социологии, общей и специальной психологии, этологии, физиологии и медицине, основываясь на принципе структурно-функционального обобщения" [ 14] .

Таким образом, тенденции развития современной науки о человеке свидетельствуют о широкой и все углубляющейся интеграции как отдельных дисциплин, так и ряда научных направлений в целях решения разного рода проблем: от глобальных (к примеру, взаимоотношение: человек – Земля – Вселенная) до более локальных, но не менее значимых: психическое и физическое здоровье человека, обучение и воспитание, социально-экономические и нравственно-этические перспективы и т.д.

Ярким примером интеграции широкого круга наук, призванных решить задачи обучения и воспитания человека, является педагогическая антропология, созданная великим русским педагогом К.Д.Ушинским еще в середине ХIХ века.

ХХ век предъявил новые требования к человеку, к его личностным качествам. А чтобы подготовить здорового, интеллектуально развитого человека, способного справиться с огромными психическими и физическими нагрузками, необходимо было получить более полное знание о ребенке и способах подготовки его к жизни. Каждая отдельная наука – психология, физиология, экология, педиатрия, педагогика – подходила к растущему человеку со своих позиций. Однако не интегрированные в единое целое фрагменты знаний трудно было использовать в решении сложных задач изучения, обучения и воспитания индивида, поэтому педологическое направление, делавшее попытку исследовать человека целостно, на разных этапах онтогенеза, и получило такое активное развитие в первые десятилетия ХХ века.

А в 80-е годы текущего столетия И.И.Брехман ввел в научную литературу термин “валеология”, которым обозначил новое направление в науке, связанное с изучением и формированием здорового человека.

Сейчас, на исходе века, из многих сотен известных болезней всего лишь десять стали причиной смерти каждых 85 из 100 лиц среднего и пожилого возраста. Главные из них: ожирение (в США, например, ожирением страдает каждый третий, в Европе – каждый пятый), гипертоническая болезнь, метаболическая иммунодепрессия, атеросклероз, аутоиммунные болезни, психическая депрессия и рак.