Смекни!
smekni.com

Социальный контроль в переходном обществе (стр. 2 из 2)

Второй важнейшей формой социального контроля является "внутренний контроль", или "самоконтроль личности", под которым понимается саморегуляция поведения личности, основанная на интернализации общественно приемлемых и одобряемых социальных ценностей и норм, усвоении и освоении нормативных требований к поведению в обществе, идентификации в социальных общностях и социальных группах.

Социальный контроль в единстве своих нормативно-оценочной и санкционной сторон касается границ индивидуальной и социальной свободы личности, меры ее конформности (соответствия норме), степени девиантности (отклонения от нормы), уровня толерантности (терпимости) и ригоризма (строгости, "жесткости").

Особое место в анализе системы социального контроля принадлежит его функциональной характеристике. Как отмечалось, важнейшими целевыми функциями социального контроля выступают регулятивная и конструктивная. Если первая функция в целом предназначена обеспечить саморегуляцию общества в целях поддержания его социальной устойчивости и равновесности, то вторая выполняет роль специфического катализатора саморегулирующегося развития социума, реализации прогрессивных социальных трансформаций. Все остальные частные функции социального контроля соподчинены и в совокупности призваны обеспечить их достижение.

Об особенностях и чертах социального контроля в переходном обществе.

Попытаемся сформулировать наиболее значимые из них.

Во-первых, существующая неадекватность механизма социального контроля, его форм и методов по отношению к новой социальной обстановке в обществе, глубине и скорости трансформационных сдвигов в его социальной структуре, к характеру, масштабам и спектру социальных девиаций,

Во-вторых, переходный характер форм социального контроля, отсутствие их целостности, полноты свойств и признаков, сохранение рудиментов старой системы контроля, параллельное сосуществование новых и старых элементов контроля.

В-третьих, дезориентация ценностно-нормативных основ социального контроля и связанная с ней дезинтеграция системы эндогенных (внутренних) форм контроля - самоконтроля личности, неупорядоченность и неопределенность процессов замещения старых социальных ценностей и социальных норм новыми, доминирование неинституциональных норм, часть из которых ведет к социальным дисфункциям, деструкциям личности, выражает интересы девиантных слоев и групп населения.

В-четвертых, значительное расширение сфер (поля) воздействия социального контроля в связи с анемичностью переходного общества, возрастание масштабов и спектра девиаций. Так, например, для современного российского бизнеса девиантное поведение считается скорее нормой, нежели отклонением. Сформировался и особый массовый девиантный субъектарий рыночных отношений - бизнесмен-делинквент. Крайне опасными темпами идут процессы наркоманизации населения. Быстро растет алкоголизм, косвенным показателем которого может служить количество смертей от отравления алкоголем, уже превысившее число жертв от насильственной смерти.

В-пятых, сочетание противоположных, разнонаправленных тенденций в использовании подходов (форм и методов) социального контроля: с одной стороны, неизбежное (с позиции принципа разумной достаточности пределов свободы в переходном обществе) определенное усиление репрессивных санкций, в первую очередь, уголовно-правового порядка, с другой стороны - обусловленные процессами демократизации расширение спектра действия норм самоконтроля личности, декриминализация ряда форм поведения, считавшегося преступным и др.

В условиях переходного общества особую роль играет фактор позитивных перемен. Специфика реформирования российского общества обусловливает определение общих черт и свойств той модели социальной организации, в соответствие с идеалами которой идет поступательное движение социума, осуществляются прогрессивные социальные трансформации. Для того чтобы определить подходы к формированию новой концепции социального контроля, приемлемой для условий демократического общества, выделить ключевые принципы, которые должны быть положены в основание этой социальной подсистемы (социального контроля), необходимо, в первую очередь, исходить из новой парадигмы соотношения личности, государства и права. В общих чертах ее смысл состоит в ретрансформированной системе приоритетов: личность - как высшая самоценность социума, ее свобода, независимость и развитие - как высшая социальная цель, государство - как механизм и основной гарант обеспечения этой цели посредством реализации единого, интегрального интереса, право - как выражение и гарант свободы, как имманентный позитивный элемент вечных антиномий "право - бесправие", "свобода - несвобода", "добро - зло".

Данная система приоритетов, ориентированных на достижение целей демократического общества, предопределяет и существо самого социального контроля в его идеальном представлении. В этой связи необходимо подчеркнуть важные обстоятельства: идеальная модель будущего социального контроля будет, видимо, предполагать расширение поля своего действия. Что имеется в виду? Прежде всего, социальный контроль, в отличие от традиционного его понимания, в будущем обществе свободы и демократии мог бы реализовывать свою собственную контрольную функцию, начиная с главных приоритетов: контроль за соблюдением прав и свобод личности, за обеспечением гарантий ее политической и экономической независимости и контроль за соблюдением императивов правового государства и гражданского общества - реальным обеспечением разделения властей, верховенства закона, независимости средств массовой информации и т.д. Социальный контроль должен постепенно смещаться из сферы прямого государственного воздействия в область косвенного регулятивного влияния на поведение индивидов и групп посредством механизмов гражданского общества, т.е. на систему естественной саморегуляции общества.

Список литературы

1. Краткий словарь по социологии. М., 1989, с. 124;

2. Игошев К.Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Горький, 1976, с. 30.