Свящ. Пафнутий Жуков
Визуальная среда имеет для нас огромное воспитательное значение. Насыщенность зрительными элементами, и их гармоничное сочетание оказывает воздействие на состояние человека, то есть действует как любой другой экологический фактор, составляющий среду обитания человека. Традиционная и идеальная в своей природе визуальная среда для России, это безгранично просторные сельские пейзажи и интерьеры православного храма. Доминантой визуальной среды русского человека была икона. Это образ идеала, взрастивший великих святых, героев и художников. Сегодня, когда умирают российские деревни, открытие себя в мире для русского человека происходит преимущественно в городе, где атрибутика внешнего мира самым радикальным образом стандартизируется.
Опасность изменения визуальной среды заключается в невыразительности и примитивизации визуального фона, что неизбежно производит угнетающее влияние на настроение, психику и умственные способности детей; и, в свою очередь, действует на них, как возбудитель агрессии. Актуальность проблемы видеоэкологии еще и в том, что до сих пор не разработаны нормативные документы по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в городской архитектуре. Возможно теперь, когда типовое строительство начало сдавать позиции, этот вопрос начнет решаться; но только в том случае, если мы его поднимем.
Еще больше обострило проблему видеоэкологии появление телевизора. При этом зрительный ряд телевизионных изображений действует на органы зрения по преимуществу раздражающе и утомляюще. Помимо частоты и быстрой смены кадров и сцен, пробегающих строк, резкой цветовой гаммы, на человека давят с экрана те же самые прямые линии и углы, вставки в виде решеток. На это воздействие накладывается и крайне агрессивная звуковая среда, особенно в рекламе, которая насыщена большим количеством недопустимого для здоровья шума, навязчивых ритмов и примитивных мелодий. К числу факторов, меняющих визуальную среду человека, следует отнести компьютер и сверкание рекламных табло с бегущей строкой и быстрой сменой кадров. Ухудшение визуальной среды действует угнетающе и на детей и на взрослых, но дети бывают менее защищены. Изменение визуальной среды вступает в противоречие с возможностями зрения.
Интенсивность информационного потока сегодня трудно измерить, но очевидно, что в какой мере он растет по мощности, в такой же теряет в качестве содержания. И с этим мощным потоком приходят новые идеалы. Наиболее опасным моментом нравственной агрессии по отношению к детям через средства информации сегодня является реклама стиля и образа жизни. Мы столкнулись сегодня с тем, что та среда информации, которая могла бы воспитывать, подыгрывает самым низменным страстям. А подмена нравственных понятий не сразу становится очевидной для ребенка. Проблема информационной агрессии, это еще и явная или скрытая реклама, подыгрывающая самым примитивным вкусам подростков, чьи вкусы, как правило, не сформированы. Цель ее воздействия – навязывание ложных идеалов, формирование подростковой субкультуры, то есть стиля, в котором "хорошо" заменяется на "круто".
Черты молодежной субкультуры в манере одеваться, и, особенно в жестикуляции должны обратить на себя внимание психологов. Тяготение к одежде на 3-4 размера больше имеет для подростков свое психологическое основание, как желание выглядеть значительнее, однако вид такого "стиляги" вызывает ассоциацию прежде всего с шимпанзе, одетым в человеческую одежду. "Брейк–данс" напоминает акробатические этюды на тему роботов и все тех же обезьян; а жестикуляция стиля "рэп", с невыразительно свисающими пальцами и размашистыми движениями рук, особенно насаждаемая среди подростков, напрямую восходит к движениям передних конечностей приматов. Это, кстати, не случайно, поскольку имитация поведения обезьян, как и большинство сегодняшних ритмических и мелодических традиций восходит к древнейшим культам африканского континента, где до сих пор бытуют обряды поклонения животным, и продолжительные ритуальные пляски, вводящие в транс. Эти ритуалы, как известно, лежат в основе новоафриканского демонического культа "вуду". Сравните это с нашими излюбленными дискотеками, где те же ритмы и движения, роль ритуального костра исполняет световое и лазерное оборудование, а звуковая среда еще и многократно превышает допустимые для здоровья пределы. То есть мы с вами имеем языческие культы на новом техническом уровне. Поэтому призыв стилистов субкультуры идти "в ногу со временем" вызывает вопрос: с каким? Если добавить к идолослужению молодежных культов алкоголь и наркотики, а без них такие увеселения сегодня нельзя себе представить, то агрессивность подростков становится неконтролируемой. Здесь хотелось бы обратиться к еще одной яркой ассоциации – древней языческой Индии, где жест и танец имели особенно глубокое ритуальное значение: это Шива, который, танцуя, разрушает мир. Напрашивается мысль, что сама идея формирования молодежной субкультуры есть способ изменения и опустошения сознания подростков через ритуалы стиля. Причем очевидно, что результатом воздействия таких ритуалов должно стать возвращение к древним языческим культам и сознательный отказ от связи с преемственной отеческой культурой, с ее духовными и нраственными традициями.
Французы, которые еще в 60-70 гг. угодили под обвал рекламных культов, назвали их "Кока Колонизацией". А для нас "Кока Колонизация" еще актуальнее, потому что именно эта корпорация заявила права на Санта – Клауса, сделав своим рекламным символом пародию на святителя Николая. И этот гном с Кока – Колой в руке учит нас встречать Рождество в декабре. Таким образом сегодня реклама делает в России то, что не удалось тевтонскому ордену. А про веселые мерзости Хэллоуина не хочется и говорить.
Недавно встретилось объявление: "В магазине "игрушки" новое поступление – оружие и супергерои". Это, конечно, вопрос: должны ли игрушки быть оружием? И может ли оружие быть игрушкой? Ведь из жестоких мальчишек герои не вырастают. Может быть, в этом и цель таких игрушек? А то вдруг появится на Руси настоящий герой и закроет "Окна"? И, кстати о супергероях: это ведь жуткие антропоморфные мутанты, и то, что делает их героями, это рельефные мышцы. Кстати, излюбленное американское словечко "супер", всем уже до зевоты надоевшее, является как раз наиболее рекламным по своей природе. У нас теперь мало хорошего, но при этом все супер. Появляется масса видео и игровой продукции, где место главного героя (с которым зритель себя отождествляет), все чаще занимает отрицательный персонаж – некто "крутой": гора мышц и решимость убивать. Причем подростки не только путают виртуальный мир с реальностью, но даже предпочитают его реальному, поскольку он ярче и увлекательнее, и в нем всегда можно одерживать легкие и блестящие победы, нажимая на кнопки и разбрызгивая врагов по стенам. В виртуальном мире ценность человеческой жизни ничего не значит. Вспомните историю "компьютерного мальчика", убившего свою мать, которая попыталась встать между ним и компьютером. В каждом магазине призывают спасти мир с терминатором, что в переводе значит с "убийцей".
Как известно, насилие, пьянство и разврат являются наиболее губительными факторами для генофонда. А все эти факторы скрытой рекламы у нас наиболее актуальны. В пропаганде секса, как известно, совершается гадкая подмена: естественный стыд именуют ложным, и прилагают усилия к тому, чтобы его преодолеть, поскольку при наличии стыда реклама сексуального опыта среди подростков не будет действенна. Это – главная тема молодежных сериалов, и на этом больше всего играют СИ. Есть верный способ уничтожить плодоношение: раскрыть цветок насильственно, на день или даже на час раньше того, когда он раскроется сам. И тот ребенок, который прежде развития чувств познает так называемые "тайны" секса, уже не познает радости истинной любви. Его понятие о любви будет ущербным. Оно навсегда будет связано со стереотипами желания и удовлетворения, но уже никогда – с верностью, уважением и самопожертвованием. Тот, кто развращает наших детей, знает чего хочет – он уничтожает нас. Хотим мы того или нет, в России успешно реализуется программа ограничения и снижения рождаемости "неполноценных" народов, созданная некогда фашистским идеологом Маргарет Зандер. И результат ее в том, что завтрашние кормильцы и защитники нашего Отечества массово уничтожаются в утробах недозревших матерей, как побочный и нежелательный продукт подросткового сексуального опыта.
Церковь последовательно настаивает на том, чтобы в детях воспитывались скромность, стыдливость и целомудренность. Позиция Церкви заключается в противопоставлении аскетики культу потребительства. Но за лавиной информации многие ли слышат то, что говорит Церковь? Церковь говорит, информационное средство кричит. Церковь говорит: стяжи скромность и трудолюбие. ИС кричит: " - Будь лидером и восхищайся собой". Церковь говорит: будь воздержан, утоляй голод. ИС кричит: верь жажде своей - утоляй аппетит. Церковь говорит: превыше всего любовь. ИС вопит: прежде всего секс. Голос Евангелия сегодня перекрывают виртуальные культы насилия, супергероев и эротики. Причем, заметьте, сегодня эротикой называют то, что лет двадцать назад называли порнографией. С нашим телевидением в этом отношении складывается ситуация чрезвычайная, поскольку в тех странах, где создают такую продукцию, ее демонстрируют исключительно по коммерческим каналам, которых у нас не существует. И главными противниками духовного и нравственного воспитания детей сегодня выступают как раз те средства информации, которые некогда были призваны служить их воспитанию, но ныне, подчиняясь коммерции, уже не отвечают за содержание.