Народные массы, всемирно - историческую миссию которых - освобождение от иллюзий и созидание нового, осознанного, освоенного - коммунистического - мира, как великолепно доказали классики социологии К. Маркс, Г. Лебон, Э. Дюркгейм и другие, нуждается в привлечении сил интеллектуального авангарда человечества для достройки своего миро-воззрения-в-делах, мировоззрения-существования, мировоззрения-экзистенции, мировоззрением-в-мысли, мировоззрением-в-теории. При этом также происходит диалектический синтез: теория, находя материальное воплощение процесса бытия в историческом веществе масс, класса, становится великой исторической, революционной силой - средством, с помощью которого решаются в конечном счете все великие исторические вопросы (см.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 10, с. 313). Руководство массами, осуществляемое их интеллектуальным представительским авангардом, является требованием объективной необходимости, поскольку любой живой динамичный организм, а общество есть таковой автономный организм, должен иметь мозговой специализированно-координирующий центр, иначе он живым организмом, может, и будет, но мыслящим - вряд ли.
Также Грамши считал социализацию теории, критическое распространение уже добытых истин, материализацию идей путем вооружения ими масс, включая понятные и доступные массам способы подачи идей в идеологически приемлемой деятельности, выражением достоинства любого учения и стремился сделать таковым 'философию практики' при этом предостерегал: следует обращаться не к предрассудку масс, а к их разуму и рассудку, следует не мифологизировать и ритуализировать теорию (что делают, по его словам, например, католики), а 'подводить массы к более высокой концепции жизни'.
С целью укрепления единства при руководящей роли (гегемонии) революционно-теоретического авангарда истории - партии - с ее историческим веществом - массой (в лице организации передового класса и его союзников), техникой, цивилизацией, что Грамши считает жизненно важным - следует постоянно совершенствовать и развивать теорию, которая, будучи действенной и в области интеллектуальных перспектив исторического развития, и близкой и понятной трудящимся, постоянно формировала бы интеллектуально-моральный блок, где историческое действие и теоретическая мысль оптимально соединяются в практике - в политике революционной партии как 'овеществленная сила знания' (Маркс). Тогда теория актуализируется и живет имманентно эпохе, то есть становится 'живым духом эпохи', без которого немыслимо существование человечества в универсуме.
В этом, вкратце, пожалуй, заключается суть 'философии практики' - 'философии катарсиса', 'философии очищения', разработанной Антонио Грамши.