Айкидо как боевое искусство является сплавом опыта и теоретических выкладок множества учителей, практиков и учеников, сменявших друг друга на протяжении свыше 800 лет. Термин «айкидо» можно разложить на следующие составляющие: «ай» - гармония, «ки» - духовная энергия, «до» - путь, а сложив обратно, получим «Путь гармонии духа».
Коротко о главном:
- основным принципом айкидо является использование силы противника против него самого;
- философия айкидо сводится к доказательству противнику того, что агрессия бесполезна;
- айкидо это идеальная система самозащиты и выживания в экстремальных ситуациях;
- основные техники айкидо включают в себя уход с линии удара, броски, выведение противника из равновесия, болевые удержания и пр..
Основы айкидо, как предполагается, были заложены в XIV веке Минамото-но Ёсимицу. Ёсимицу являлся потомком императора Сэйна (в шестом поколении). Клан Минамото в то время был одним из сильнейших кланов и из него вышли множество великих бойцов. Таким образом, можно предполагать, что искусство айкидо (айки-дзюцу) культивировалось в клане Минамото издревле, а Минамото-но Ёсимицу их только лишь усовершенствовал. В этом деле Ёсимицу помогал его старший брат Ёсинэ, разумеется, что оба они были превосходными воинами: Ёсинэ мастерски владел луком, а Ёсимицу был мастером копья (содзюцу), меча (тохо), дзюдзюцу и так же мастерски стрелял из лука. Многие считают, что в основу айкидо были положены результаты вскрытия трупов, проводимые братьями с целью определить суть взаимодействия костей и мышц.
Далее искусство айкидо совершенствовалось внутри семьи Такеда, которую основал старший сын Ёсимицу – Ёсикиё, переехав в новую местность. Полное название новой семьи звучало как Кай-Гендзи-Такеда (название местности-основополагающее имя семьи-новое имя семьи). В семье развивались новые формы боевых искусств, например, стрельба из лука, искусство езды на лошади, приёмы боя с мечом или копьём и айки-дзюцу, разумеется.
Закат семьи Такеда начался после смерти одного из её величайших представителей - Такеда Сингена (произошло это в 1572 году после вооружённого столкновения с Токугава Иэясу), сочетавшего великий талант предводителя и ярость в сражениях. Завещание и последняя просьба умершего были переданы в семью Мориудзи, владевшей провинцией Айдзу. Завещание и просьбу владетелю Айдзу передал Такеда Куницугу, который затем и остался в новой семье, передав и тайны айкидо. Распад семьи Такеда завершило сражение при Нагасино, когда объединённые войска Оды Нобунаги и Токугава Иэясу сокрушили казавшихся непобедимыми самураев Такеда Кацуёри. Произошло это в результате применения союзными войсками огнестрельного оружия, привезённого с Запада (с которого были сделаны пробные японские образцы). В битве при Нагасино со стороны Такеда расстались с жизнью 12 тысяч самураев. Кацуёри же вернулся в свои собственные владения в провинции Кай, где на него затем напали силы Нобунага и Иэясу, превосходящие его собственные. Разумеется, битву Кацуёри проиграл и как «порядочный военачальник» совершил обряд сэппуку во искупление своей вины.
Такеда Куницугу и ветвь семьи Такеда – Айдзу Такеда, начавшаяся с него, учила многих последователей из семьи Айдзу секретам владения мечом. В то время было важно развитие не только тела, но и духа, поэтому обучение самураев включало в себя изучение этического кодекса. Подготовка и обучение молодых самураев проводились в специализированных учебных заведениях, одним из которых был институт Ниссинкан, располагавшийся в Вакамацу. Основной специализацией Ниссинкана были литературное образование и физическая подготовка будущих провинциальных правителей, вассалов высшего ранга и ведущих администраторов клана Айдзу.
Официальное обучение детей высокопоставленных членов этого клана начиналось после 8го или 9го дня рождения, однако ещё до этого их успевали обучить основам воинской науки, а в пятилетнем возрасте мальчики получали свой первый меч и самурайский костюм. С этим мечом они впоследствии никогда не расставались.
Получив свой первый меч, мальчик присоединялся к другим детям, разделенным на группы по территориальному признаку в соответствии с разделением города на районы. В каждой группе был свой лидер, который отвечал за всех ее членов перед учителем из храма или института. Под строгим надзором этих учителей дети, начиная примерно с десятилетнего возраста, заучивали наизусть литературные тексты (без объяснений).
В возрасте от десяти до одиннадцати лет они начинали изучать и практиковать правила официального этикета. В тринадцать они начинали практиковаться в стрельбе из лука, фехтовании на мечах и копьях и продолжали совершенствовать эти навыки на протяжении всей своей жизни. В пятнадцать они приступали к изучению китайской классики, и опытные педагоги помогали им выбрать одну из специализаций военного управления в зависимости от своих персональных наклонностей.
Программа обучения института Ниссинкан
Обязательные предметы | Факультативные предметы | |
Литература | Военная подготовка | |
Китайская классика (дзюкаку) | Стрельба из лука (кюдзюцу) | Чайная церемония (садо) |
Японская религия и литература (синто оёби когаку) | Различные специализации фехтования на копьях (яридзюцу, нагинатадзюцу, бодзюцу и т.д.) | Поэзия (сигаку) |
Каллиграфия (сёгаку, судзи) | Различные специализации фехтования на мечах (тодзюиу, кэндзюиу и т.д.) | Стихотворная импровизация (сокусёки) |
Этикет (рэйсики) | Артиллерия и огнестрельное оружие (ходзюцу) | Охота (ториои) |
Классическая музыка (гагаку) | Искусство строительства фортификаций (тикудзодзюиу) | |
Математика (сугаку) | Искусство управления лошадью на земле и в воде (бадзюцу, суйбадзюцу) | |
Медицина (игаку) | Плавание в доспехах (суйёи) | |
Астрономия (тэммон) | ||
Когда юношам исполнялось по шестнадцать лет, группы распускались, и каждый из них продолжал заниматься с учителями по индивидуальной программе (см. таблицу). Такое индивидуальное обучение продолжалось до двадцати двух лет. После этого, если молодой человек успешно усвоил программу, он мог либо остаться в институте Ниссинкан, либо продолжить свое образование, посещая другие учебные заведения страны. Как правило, его подталкивали к избранию специализированной карьеры, которая напрямую зависела от ранга и должности отца, поскольку предполагалось, что сын сменит отца, после того как тот выйдет в отставку или умрет.
Менее талантливым студентам делали некоторые послабления. Им уделяли больше внимания и предоставляли больше времени, чтобы они не отставали от остальных. Провал на экзаменах, разумеется, означал полное бесчестье, поскольку чаще всего он означал (в характерной японской манере), что вся семья будет переведена на более низкую ступень в клановой иерархии, поскольку сын не смог последовать по стопам своего отца.
Некоторые боевые искусства были доступны только для самураев самого высокого положения и считались Отомэ-Рю (Госикиути) - секретными искусствами. Не допускались ни передача этих систем последователям более низких уровней, ни техническое смешение стилей, а показательные выступления могли наблюдать только члены школы. Боевые системы самураев Айдзу передавались от поколения к поколению, постоянно шлифуясь и совершенствуясь.
И вот случилось так, что в одно время учеником Такеда Сокаку стал Морихэй Уэсиба, который по окончании своей учёбы получил степень «Кёйдзю Дайри», что означало владение всеми основными приёмами дайто-рю. Именно Морихэй Уэсиба явился одним из основоположников современного айкидо, в 1936 г. он открыл свою школу в Токио, где учил желающих тому, что знал сам. Впоследствии, в более зрелом возрасте Морихэй отошёл от «силовой» составляющей айкидо и делал основной упор на духовное развитие личности, т.к. считал своё учение не способом показать своё превосходство над другими людьми, а Путём к Богу.
Морихэй Уэсиба был сильной и одарённой личностью, он увлекал за собой множество людей, ведя их силой своего духа к той цели, которую они все разделяли. Он очень много сделал для искусства айкидо, являясь в своё время его символом, о котором было известно всему миру. Учитель покинул этот мир в 1960 г., оставив после себя учеников, преумножавших славу школы. Но тем не менее, для многих суть учения была связана именно с человеком и таковых уход Учителя стал подобен наступлению нескончаемой полярной ночи.