Есть два пути доказательства: от рассудка к созерцанию и от созерцания к чистому рассудку (стр. 43, М. Хайдеггер).
Первый путь.
Дедукция уже в своем понятии определяет целое конечного познания. Возможность предстояния проявляется в пред-положении единства. Открытость представления единства в отношении чего единящее единство удерживается как упорядочивающее, представлению может чему-то соответствовать. Чистое мышление, как представление единства всегда есть «Я мыслю». Чистое самосознание - это чистое понятие сознания единства, существующее постоянно, а не от случая к случаю. Его можно характеризовать как «Я способен», т.е. речь идет о трансцендентальной апперцепции. Апперцепция как способность позволяет пред-оставлять представление единства «Чистый рассудок в своем изначальном пред-положении единства действует как трансцендентальная апперцепция». (стр. 44) Представляемое единство делает возможным встречу различных предметов, в ожидании проявляющего себя сущего, проявляется направленность к соединению еще не объединенного. Кант характеризует апперцепцию как предполагание синтеза, либо включение его в себя (стр. 103 «Критика чистого разума»). Кант колеблется в отношении единства к единящему синтез, но единство всегда единящее. Следовательно, требуется предвосхищение единства для структурной целостности единения как представления единства. Трансцендентальная апперцепция напрямую связана с чистой способностью воображения, так как любой синтез есть действие способности воображения. «Следовательно, принцип необходимого единства чистого (продуктивного) синтеза, способности воображения перед (vor) апперцепцией есть основа возможности всякого познания в частности опыта». (стр. 118 изд. I) (В переводе Н.Лосского изд. 1994 г. это предложение выглядит так: «Следовательно, принцип необходимого единства чистого (продуктивного) синтеза воображения до апперцепции составляет основание возможности всякого знания, в особенности опыта» (стр. 510). Хочет ли Кант сказать, что «перед апперцепцией» стоит чистый синтез как обоснование возможности чистого познания? «Если понимать «перед» в приведенном предложении как СОГАТ (в присутствии), тогда как раз и прояснится характер структурного единства трансцендентальной апперцепции и чистой способности воображения». (М.Хайдеггер, стр. 45) Чистый синтез объединяет a priori то, что для него a priori дано. Но универсальное созерцание - это время, которое через чистую способность воображения связано с трансцендентальной апперцепцией. Кант говорит, что все модификации души подчинены времени, «в котором все они должны быть упорядочены, связаны и соотнесены» (I изд., стр. 99). Более подробно Кант не объясняет связанность чистой способности воображения со временем. Весь анализ концентрируется на анализе связи чистого рассудка с чистым синтезом способности воображения, таким образом выражается его конечность. Второй путь. «Теперь мы хотим показать необходимую взаимосвязь рассудка и явлений посредством категорий, начав снизу, собственно - с эмпирического» (I изд. Критики, стр. 99). Кант сразу переходит к доказательству того, что воспринимающее «чувство» в себе самом не имеет связности встречающегося. Сначала должно быть понято, что существует «связь», чтобы приходящее могло выступить в своей связанности. Речь идет об определенном отношении, как представлении связи. Первоначальная способность образования связи есть чистая способность воображения. «Общее примечание» (I изд., стр. 99) гласит: что то, где одновременно происходит соединение и образование связи, есть время как чистое созерцание. Предметная связность основывается на связанной со временем чистой способности воображения. «В чистом образовании определенных отношений ею задается упорядочивающее единение а так же и то, что первоначально уже есть напротив». (М.Хайдеггер, стр. 47) Чистое образование единения, как всякое связывание включает в себя предварительное представление единства. Данное представление должно быть неизменно тождественно образованию единства в a priori, чтобы чистый синтез действовал априорно, т.е. это «Я» трансцендентальной апперцепции. Но первый путь показал, что трансцендентальная апперцепция не добавляется к чистой способности воображения, напротив, она (апперцепция) уже должна иметь при себе образующиеся в единении единства как представления. Следовательно, и второй путь ведет к тому, что чистая способность воображения является посредником «Троица чистого созерцания, чистой способности воображения и чистой апперцепции уже не ряд соположенных способностей. Трансцендентальная дедукция через раскрытие опосредующего образования чистого синтеза показала внутреннюю возможность сущностного единства чистого познания». (М.Хайдеггер, стр. 47). Рассудок, таким образом, основывается на чистом синтезе трансцендентальной способности воображения, связанного со временем.
II раздел. Кантовская трактовка (издание II, «Критика чистого разума»)
Часть I. Чувственность и рассудок
Разбирая способность воображения, прежде всего стоит определиться, что есть сама эта способность: «Синтез вообще, как мы увидим это дальше, есть исключительное действие способности воображения, слепой, хотя и необходимой функции души.» (стр. 85) Таким образом, воображение, согласно Канту, есть прежде всего синтез вообще. «Под синтезом в самом широком смысле я разумею присоединения различных представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте познания» (стр. 85). Следовательно, способность воображения есть присоединение различных представлений и понимание их многообразия. Более того, можно заключить, что именно единый акт познания требует: «просмотрения, восприятия и связывания» (там же) многообразного посредством действия синтеза, т.е. способности воображения (фигурный синтез, стр. 110). Зависимость от единого акта познания может служить объяснением определения воображения как слепой функции души, кроме того позволяет характеризовать несамостоятельность этой функции. Но согласно определению синтеза, единство акта познания можно понимать и как следствие действия самого синтеза, ведь единство акта познания есть необходимое условие самого синтеза. Способность воображения поэтому выступает двояким образом, с одной стороны это самостоятельная способность присоединения различных представлений друг к другу, а с другой - это «понимание» многообразия представлений в рамках единства акта познания.
Теперь следует определить границы рассуждений, исходя из II издания «Критики чистого разума». Согласно Канту эмпирические знания сами по себе не обладают всеобщностью и самодостаточностью и следовательно основанием возможности существования опыта должны служить априорные, строго всеобщные знания. «Следовательно, если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее, т.е. так, что не допускается возможность исключения, то оно не выведено из опыта, а есть безусловно априорное суждение» (стр. 33). Априорные принципы сами есть действие способности рассудка и следовательно должны быть отделены от эмпирического «эмпирическое нам дано только посредством чувственности» (стр. 46).
Возможность существования априорных принципов познания таким образом
покоится на разделении чувственности и рассудка, которое позволяет объяснить используемые в опыте принципы всеобщности, сами, в свою очередь, из опыта не вытекающие. В противном случае, при отождествлении чувственно рассудочных принципов познания, формируется юмовское заключение: «Говоря коротко, существует два принципа, которые я не могу согласовать друг с другом и ни одним из которых в то же время не в силах пожертвовать, а именно: наши отдельные восприятия, суть отдельные предметы и наш ум никогда не воспринимает реальной связи между отдельными предметами» (Ф. Н. т. 125 Д. Юм стр. 326).
Отделив априорные принципы рассудка от эмпирических, а рассудок от чувственности, Кант приходит к выводу и об априорных принципах чувственности в форме Пространства и Времени, которые сами по себе ощущениями не являются. Воображение в структуре априорных принципов познания относится к чувственным созерцаниям и само поэтому является чувственным. Но каким образом чувственная способность может определятся как «синтез вообще»? Действие синтеза по отношению к чувственности есть действие по отношению к соединению только чувственных представлений (друг с другом). Сам синтез не может быть только чувственным, ведь единство опыта познания, опирающееся на априорную способность рассудка в самом своем единстве, необходимо подразумевает синтез понятий. «Всякая связь - сознаем ли мы ее или нет, будет ли она связью многообразного в созерцании или в различных понятиях, и будет ли созерцание чувственным или нечувственным - есть действие рассудка, которое мы обозначаем общим названием синтеза» (стр. 99).
Таким образом, с одной стороны синтез есть чувственное воображение, а с другой - действие рассудка как по отношению к чувственности, так и к понятиям. Причем один и тот же синтез по отношению к чувственности, не может быть одновременно и действием способности воображения и действием рассудка, ведь воображение не может быть чувственно-рассудочной функцией, так как чувственность и рассудок отделены друг от друга согласно исходной посылке «Критики». Следовательно, синтез воображения является отличным от синтеза рассудка, точно так же как рассудок отличен от воображения. Но как синтез может отличаться от синтеза, ведь не может быть, чтобы он отличался сам от себя? Образуется нарушение тождественности понятия синтеза, либо речь идет о разных аспектах действия этого понятия и таким образом сохраняется его тождественность.
Часть II. О синтезе вообще
Синтез многообразного данного а priori называется чистым, а «чистый синтез, представленный в общей форме, дает чистое рассудочное понятие» (стр. 85). Чистые рассудочные понятия являются категориями, которые тождественны логическим функциям рассудка (параграф 20). Более того, знания могут быть возможны, согласно Канту, лишь благодаря сведению синтеза к понятиям. Причем, если чистый синтез в общей форме дает (согласно определению) чистое рассудочное понятие, то чистое рассудочное понятие является следовательно и общей формой чистого синтеза. Таким образом, сколько существует категорий, как логических функций рассудка, столько существует и чистых форм синтеза - количество, качество, отношение и модальность. Но указанная общая форма синтеза может быть определена либо как форма синтеза как такового, либо как общий синтез многообразного, что вытекает из определения всеобщности. А priori общая форма синтеза как форма может быть только синтетическое единство синтезируемого, а общий синтез многообразного - есть «соединение представлений друг с другом и «понимание» их многообразия, т.е. способность воображения. Но способность воображения не может быть чистым рассудочным понятием, ведь воображение является чувственной способностью. Поэтому, общей формой чистого синтеза может быть лишь единство синтезируемого, чем и являются категории. Следовательно, синтез не обладая собственной формой, (так как единство синтезируемого основано на трансцендентальной апперцепции), не может являться и самостоятельной способностью (рассудка).