3 О том, что различие этих традиций действительно существует, упоминают многие авторы. Примером может служить предисловие видного английского социального психолога Т. Манстеда к одной из работ европейской серии Mapping social psychology. Он пишет: "…традиционные учебники демонстрируют слишком сильную зависимость от исследований, проводимых в Северной Америке, и от примеров, взятых из жизни североамериканского общества. Благодаря этому создается превратное представление о социальной психологии как о прерогативе Северной Америки, а читатели, не знакомые с ее культурой, испытывают дополнительные трудности.… Наша цель заключалась в том, чтобы создать серию книг, интересных для читателей разных стран и знакомящих их с интернациональной наукой" [7, с. 9–10].
4 В некоторых переводах на русский язык фамилия этого автора транскрибируется как "Джерджен", но, с учетом его немецкого происхождения, нам представляется более адекватным написание "Герген".
5 Несмотря на общую для психологии социального познания и социологии знания посылку, предлагающую анализ "социального конструирования реальности", для психологического подхода характерен акцент на изучение этого процесса с точки зрения рядового человека. Это отличает его от трактовки, предложенной Бергером и Лукманом: "Можно сказать, что социологическое понимание “реальности” и “знания” находится где-то посредине между пониманием их рядовым человеком и философом" [13, с. 10].
6 Доказательством этого можно считать, например, так называемое "левиновское развитие" — работу группы бывших учеников К. Левина, эмигрировавшего в США и создавшего там Школу групповой динамики, вокруг которой сплотилась группа уже "американских" исследователей: Д. Картрайт, М. Дойч, Л. Фестингер, Г. Келли, Р. Тибо, С. Шахтер и др.
7 Решение вопроса имеет принципиальное значение для отечественной социальной психологии, которая в значительной степени ориентируется на методологические принципы культурно-исторической школы Л.С. Выготского, причем две позиции этого принципа трактуются неоднозначно. Во-первых, содержание термина "культура" в данной концепции и в ряде современных, в частности, этнопсихологических, работ различно. Во-вторых, не ясно, можно ли отождествлять культурно-историческую детерминацию психики, принимаемую Выготским, с социальной детерминацией. К сожалению, развернутых дискуссий по этим проблемам не ведется, хотя их методологическое значение огромно.
8 Внутри американской традиции в последние десятилетия потребность в таком включении также не отвергается (например, в концепции "социального конструкционизма К. Гергена). Другое дело, в каких формах оно предлагается. Ниже мы на этом остановимся специально.
9 Традиция обозначать "профессиональное" авторство или адресата распространена в американской литературе достаточно широко (например, Social psychology for sociologists). Таких "разделений" нет в европейской литературе!
10 Концепция Харре распространена не только в социальной психологии. Интересно, что, по мнению Харре, социальная психология может быть адекватной, только если она разрабатывается совместными усилиями психологов, философов и социологов [23, p. 2].
11 Е.В. Якимова замечает: "Если первоначально западные психологи, познакомившиеся с работами Московичи, были склонны рассматривать его теорию в русле когнитивизма, то со второй половины 80-х годов растет число публикаций, авторы которых настаивают на возможности (и даже необходимости) ее конструкционистского прочтения" [11, с. 88].
12 Интересно, что при обосновании этой идеи Харре ссылается на труды Л.С. Выготского, в частности, на положение о мысли как интериоризованной речи: "Поскольку рассуждение (дискурс) в своей первичности является общественным, и лишь в своей вторичности оно индивидуально, то и познавательная способность… первично является общественной и социальной и только вторично — частной и индивидуальной" [31, с. 4].
13 По мнению убежденных сторонников дискурс-анализа Поттера и Везерелл, частично полемизирующих с Харре, его концепция тем не менее может существенно дополнить теорию социальных представлений Московичи [32, p. 139].
Список литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 2002.
Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М.: ИНИОН РАН, 1995.
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М.: Аспект-пресс, 2001.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: Академический проект, 1999.
Moscovici S. Society and theory in social psychology // The cоntext of social psychology / Ed. by J. Israel, H. Tajfel. London: Academic Press, 1972.
Dois W. Levels of explanations in social psychology. Cambridge: University Press, 1986.
Тернер Дж. Психология влияния. СПб.: Питер, 2003.
Мак-Гайр У.Дж. Инь и янь прогресса в социальной психологии: семь принципов // Современная зарубежная социальная психология: тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. М.: МГУ, 1984.
Triandis H. Social psychology and cultural analysis // Social Psychology in Transition / Ed. by L. Strickland, F. About, K. Gergen. New York: Plenum Press, 1976.
Стефаненко Т.Г. Социальная психология в культурно-исторической перспективе // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект-Пресс, 2002.
Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. М.: ИНИОН РАН, 1999.
Augoustinos M., Walker J. Social cognition: An integrated introduction. London: Sage Publication, 1995.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: МЕДИУМ, 1995.
Gergen K. Realities and relationships // Sounding in Social Construction. New York: Harvard University Press, 1994.
Джерджен К. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М.: ИНИОН РАН, 1995.
Gergen K. Social psychology as history // Social psychology in transition / Ed. by L. Strickland, F. Aboud, K. Gergen. New York: Plenum Press, 1976.
Джерджен К. Социальная психология как история // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М.: ИНИОН РАН, 1995.
The context of social psychology: A critical assessment / Ed. by Y. Tajfel, J. Israel. New York: Academic Press, 1972.
Introduction to social psychology / Ed. by M. Hewston, W. Stroebe, G.M. Stephenson. Oxford: Blackwell, 1996.
Farr D.M. The roots of modern social psychology. Oxford: Blackwell, 1996.
Перспективы социальной психологии / Ред.-сост. М. Хьюстон, В. Штребе, Дж. Стефенсон. М: ЭКСМО, 2001.
Cartwright D. Contemporary social psychology in historical perspective // Social Psychology Quarterly. 1979. Vol. 42.
Harre R, Secord P. The explanation of social behavior. Oxford: Basil Blackwell, 1979.
Донцов А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: МГУ, 1987.
Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000.
Емельянова Т. П. Социальное представление — понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т. 22. N 6.
Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social Representations / Ed. by R. Farr, S. Moscovici. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
Jodelet D. Representations sociales: Un domaine en expansion // Les representations sociales. Paris: PUF, 1989.
Breakwell G. Integrating paradigms? Methodological implications // Empirical approaches to social representations. Oxford: Сlarendon Press, 1993.
Харре Р. Вторая когнитивная революция // Психологический журнал. 1995. Т. 16. N 1.
Харре Р. Метафизика и методология: некоторые рекомендации для социально-психологического исследования // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М.: ИНИОН РАН, 1995.
Potter J. Wetherell M. Discource and social psychology. London: Sage Publications, 1987.
Devies B., Harre R. Positioning the discursive production of selves // Journal for the Theory of Social Behavior. 1990. Vol. 20. No. 1.