Понятие цивилизации очень тесно связывается с представлением о стандарте, и таким образом ее нормативный характер выражен в данной точке зрения более отчетливо, чем в собственно социологических концепциях. Этому служит и использование в качестве критериев цивилизации экспрессивных формул ("Закон и Порядок", "Мир и Изобилие"). Подчеркивание значения идеальных состояний, предшествующих актуальным, фактическим процессам цивилизации и варварства, в целом сообщает концепции Коллингвуда черты своего рода "гражданской утопии".
Таким образом, концепция цивилизации развивалась двумя разными путями. "Материалистический" подход двигался от коммунистической утопии Фурье к большей социологичности — сравнительному анализу институтов и социальных практик цивилизации. "Идеалистический" подход, напротив, начавшись с анализа исторических фактов у Гизо, пришел к гражданской утопии в философии Коллингвуда. Однако для социальной теории, на наш взгляд, эта вторая линия имела значительно более масштабные последствия, чем для философии. В частности, в XX в. она оказала весьма значительное воздействие на развитие бинарных "западно-восточных" макросоциологических, политологических и геополитических идейных конструкций, а также на некоторые версии теории традиционного и современного общества.
Идейные истоки теоретизирования спенсерианца Смолла и неогегельянца Коллингвуда в достаточной степени различны для того, чтобы предположить: тот факт, что эти авторы говорят о цивилизации почти одними и теми же словами, может быть объяснен тем, что в некоторых случаях бинарные конструкции предшествуют методологическим основаниям научного вывода. Бинарные оппозиции одновременно разделяют и объединяют: отделяют одну общность от другой и соединяют ее членов между собой так, что "всякое "мы" конструируется не иначе, как посредством сопоставления (противопоставления) с каким-либо "они"" [31, с. 4]. Бинарность как стержневое свойство европейской культуры подмечена давно, она оказывается тем архетипическим фоном, на котором развивалась специфичная для европейского мыслительного дискурса антиномичность. В идее цивилизации эта особенность проявилась вполне отчетливо. Цивилизация как понятие, будучи мерой "цивильности", выводилась из соотнесения реального или принимаемого за реальное состояния общества с некоторым идеальным стандартом, служащим проектом, долгосрочным прогнозом; специфика данной ситуации состоит в том, что применительно к новой Европе этот проект воспринимался как уже в какой-то степени осуществленный. Таким образом, "цивилизация" как принцип, осуществившийся в Европе Нового времени, удачно обозначила отличие обществ европейского типа от всего неевропейского мира.
Идея цивилизации (в качестве родового понятия) — одна из центральных в современной социальной мысли. Поскольку хронологически эта идея предшествовала становлению социологии как науки, она дает о себе знать явным или неявным образом через множество актуальных социологических теоретических построений, предмет которых — анализ или прогноз макроскопических общественных процессов, особенно — сравнение европейских и внеевропейских обществ. Понятие цивилизация (опять-таки как родовое понятие, преимущественно социологическое), очевидно, повлияло на теорию "традиционного и современного общества" в ее разных версиях. Можно констатировать, что дихотомия "современное–традиционное", называемая некоторыми авторами основной дихотомией социальной теории, если и не совпадает с дихотомией "цивилизация–варварство", то, во всяком случае, идейно наследует ей. Понятие цивилизация неизменно присутствует в настоящее время во всей "западно-восточной" социальной проблематике, и в этом теоретическом смысле опасения, что мир может превратиться в однополярный, высказываемые в течение последних десяти лет, представляются совершенно беспочвенными.
1 Имеются в виду речь Тюрго "Последовательные успехи человеческого разума" ("Tableau philosophique des progrès successifs de l’esprit humain") и трактат Кондорсе "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (" Esquisse d’un tableau historique des progrès de l’esprit humain") [9].
2 Полное заглавие работы — "Заблуждение разума, доказанное смехотворными сторонами неопределенных наук" (опубликована в 1847 г.).
3 См. например, работу Э. Гидденса: [24, с. 53–66].
4 Речь здесь идет, конечно, только о параллелизме в логике естественных и общественных наук, а не о каком-либо непосредственном воздействии эволюционной теории Ламарка на социальную науку; есть основания предполагать, скорее, противоположное влияние. Равным образом центральная идея "биологического" дарвинизма — идея борьбы за существование — заимствована Дарвином из социальной науки, а именно у английского экономиста Т. Мальтуса.
Список литературы
Яковенко И.Г. Цивилизационный анализ, проблема метода // Проблемы исторического познания. М.: Наука, 1999. С. 84–92.
Страбон. География / Пер. Г.Я. Статановского. М.: Научно-изд. центр "Ладомир", 1994. С. 73.
Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. С. 239–281.
Степанов Ю.С. Слова правда и цивилизация в русском языке // Известия Академии наук СССР. Сер. литературы и языка. 1972. Вып. 2. С. 165–175.
Элиас Н. О процессе цивилизации. В 2-х т. Т. 1. М.: Университетская книга, 2001.
Бенвенист Э. Общая лингвистика. М .: Прогресс , 1974.
Rousseau J.J. Discours sur les sciences et les arts. New York: The Modern Language Assoc. of America, 1946.
Turgot. Oeuvres de Turgot et documents le concernant. Paris: Librairie Félix Alcan, 1913. Vol. 1.
Condorcet. Esquisse d’un tableau historique des progrès de l’esprit humain. Paris: Boivin et C, 1933.
Rousseau J.-J. Discours sur l’origine et les fondements de l’inégalite parmi les hommes. Paris: Éditions sociales, 1954.
Коукер К. Сумерки Запада. М.: Моск. школа полит. исслед., 2000.
Гордон А.В. Новое время как тип цивилизации. М .: ИНИОН , 1996.
Ferguson A. An essay on the history of civil society, 1767. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1978.
Smith A. An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations. London: Routledge & Son, 1900.
Ferguson A. Principles of moral and political science. Vol. I. London: Strahan and Cadell, 1792.
Kroeber A.L., Kluckhohn C. Culture: A critical review of concepts and definitions. Cambridge, 1952.
Фурье Ш. Избранные сочинения. Т. 1. Теория четырех движений и всеобщих судеб. М.: Гос. соц.-экономич. изд-во, 1938.
Фурье Ш. Избранные сочинения. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР. Т. 2. 1951. Т. 4. 1954.
Новикова Л.И. Цивилизация и культура в историческом процессе // Вопросы философии. 1982. N 10. С. 53–63.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1954-1957.
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Книжный дом "Университет", 2001.
Морган Л.Г. Древнее общество. Л.: Изд-во Ин-та народов севера ЦИК СССР, 1934.
Мак-Нил В. Цивилизация, цивилизации и мировая система // Цивилизации. Вып. 2. М.: Наука, 1993. С. 18–25.
Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 53–66.
Гизо Ф. История цивилизации в Европе. СПб.: [Б. и.], 1860.
Лавров П.Л. Цивилизация и дикие племена // Отечественные записки. 1869. N 5. С. 107–169; N 6. С. 359–414; N 8. С. 253–311; N 9. С . 93–128.
Ratzenhofer G. Die soziologische erkenntnis: Positive philosophie des sozialen lebens. Leipzig: Brockhaus, 1898.
Ratzenhofer G. Positive Ethik: Die Verwirklung des Sittlich-Seinsollenden. Leipzig: Brochhaus, 1901.
Small A.W. General Sociology. Chicago: Chicago University Press, 1905.
Collingwood R.G. The New Leviathan or man, society, civilization and barbarism. Oxford: Clarendon Press, 1942.
Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического сознания. М.: Наука, 1973.