Ровно сто лет назад в российских журналах высказывалась уверенность, что ХХ век будет мирным. "Вероятность войны полностью исключена на том основании, что развитие европейской цивилизации - промышленности, науки и техники - сделало войну невозможной", - обобщал Андрей Синявский новогодние прогнозы в русских журналах конца XIX века в своей книге "Советская цивилизация". Уходящий век оказался трагически отличным от этих прогнозов. Никаких гарантий оптимистическим прогнозам не дают наступающий век и новое тысячелетие, тем более что на этот раз тон задают именно пессимистические прогнозы.
"Наш враг - двадцатый век. Мы не хотим пережить его еще раз". Это слова Роберта Хантера, американского посла в НАТО.
"Прощай, кровавый век", - произнес один русский поэт. Пожалуй, в мировой истории не было иного периода столь осознанного и изощренного применения самых передовых научно-технических средств массовых убийств. Все началось с газовых атак Первой мировой войны, продолжилось с использованием ядерных технологий, а завершили век массовые этнические чистки и новое изобретение мировой политики - "гуманитарные интервенции".
Почему существуют культуры, санкционирующие массовое убийство, каннибализм, унижение других? - ставит вопрос итальянский гуманист Умберто Эко33 . "Просто по той причине, что в них круг других сужен до предела племени (или этноса) и "варвары" не воспринимаются как человеческие существа"34 . Этот вывод в равной степени может быть отнесен как к инакостям внешней оболочки общества, так и к отношениям внутри самого общества.
Можно с большой долей уверенности сказать, что в ХХ веке самоуверенный человеческий разум сыграл злую шутку с нашей цивилизацией. На исходе ХХ века общественные науки утратили роль путеводной звезды, усилился скепсис в отношении возможностей человеческого познания. Не исключено, что спасительной для человечества и отдельных сообществ может стать та осторожность, с которой человечество будет отвергать самые обоснованные социальные проекты.
Список литературы
1 См.: Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопр. философии. 1992. N 4. С. 41.
2 См.: Sternhell Z. La modernita` e i suoi nemici: dalla rivolta contro l`illuminismo all`indebolimento della democrazia // Storia contemporanea. 1990. N 6. P. 976.
3 Ibid.
4 См.: Ibid. P. 977.
5 См.: Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения// Вопр. философии. 2000. N 4. С. 11-13.
6 См.: Там же. С.12.
7 Там же.
8 См.: Там же. С.14.
9 Там же. С. 4.
12 Ортега-и-Гассет Х. Размышления о "Дон Кихоте". СПб., 1997. С.68.
13 См.: Борозняк А. И. Искупление. М., 1999. С. 134-135.
14 См.: Федотова В. Г. Указ. соч. С.27.
15 См.: Козловски П. Культура постмодерна. М.,1997. С. 199.
16 См.: Parlato G. La sinistra fascista. Storia di un progetto mancato. Bologna, 2000.
17 Furet F., Procacci G. Controverso Novecento. Milano, 1995. P.25.
18 См.: Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996. С. 192.
19 Mosse G. La nazionallizzazione delle masse. Bologna, 1975. P.7
20 См.: Ле Бон Г. Психология толп. М.,1998. С. 125-126.
21 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопр. философии. 1989. N 3. С.119
22 Скидельски Р. Дорога от рабства. М., 1998.С.11.
24 Мамардашвили М. Как я понимаю философию М., 1992. С.170.
26 Mises L. Burocrazia. Milano, 1991.
27 См.: Mises L. Op. cit. P. 25.
28 Подберезкин А. Стратегия для будущего президента России: Русский путь. М., 2000. С. 138.
29 Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб., 2000. С. 16-17.
30 Гачев Г. Национальный мир и национальный ум // Путь. 1994. N 6. С. 133.
31 Барабанов Е. Философия снизу // Там же. С. 6-7.
32 Цит. по: Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 209.