Смекни!
smekni.com

Три ипостаси Василия Зеньковского (стр. 2 из 2)

Третьего тома "Основ христианской философии" В.В. Зеньковский не написал, но христианская антропология, проблема человека и его воспитания волновали его всю жизнь, являясь еще одной ипостасью его творчества. Христианская педагогика Зеньковского является одной из самых целостных в XX в. Ей посвящены многие работы философа: "Социальное воспитание, его задачи и пути" (М., 1918), "Психология детства" (Лейпциг, 1924), "Проблема воспитания в свете христианской антропологии" (Париж, 1934), "На пороге зрелости. Беседы с юношеством о вопросах пола" (Париж, 1955), "Русская педагогика в XX в." (Париж, 1960).

Методологической основой педагогической концепции В.В. Зеньковского является христианская антропология, а философской - идея тварности мира, личности как образа и подобия Божия, Церкви как соборного единства в Боге свободных духовных личностей, первородного греха и воскресения. Выход на проблемы педагогики философ обозначает следующим образом: "Человек в метафизическом освещении являет с наибольшей силой действие первородного греха. Та цельная жизнь, которая сочетает в живое единство тело, душу и дух, нарушается, но не разрушается смертью. Воскресение людей в Царстве Божием восстанавливает утрачиваемую при смерти живую цельность жизни" (Зеньковский В.В. Очерк моей философской системы // Зеньковский В.В. История русской философии. Т.2. Ч.2. Л., 1991. С.253). Путь к этому воскресению начинается уже в земной жизни человека через освобождение от власти "душевных" движений, одухотворение всего состава человека, что и означает подготовку к "торжеству вечной жизни человека". Важнейшую роль в этом воскресении должна сыграть педагогика. Она призвана помочь молодым людям найти себя и творчески преобразовать в себе то, что в них находится как "взаимодействие наследственности, социальных и духовных влияний" (Там же).

В своей работе "Проблемы воспитания в свете христианской антропологии" В.В. Зеньковский обратил внимание на то, что "слабость и некая растерянность современной педагогической мысли связаны с ее подчиненностью принципам натурализма, тогда как надлежащее свое осмысление педагогическое творчество может найти лишь на почве религии, в частности - в системе христианской антропологии" (Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С.5). Он поставил задачу исследовать исторические пути христианского воспитания и восстановить его потенциал, сделав акцент на наиболее значимых чертах. Философ считает, что имеются различные педагогические теории, каждая из которых опирается на определенное мировоззрение. Все они, в конечном итоге, сводятся к трем формам: натуралистической (в ней творческое самоопределение человека не определяется); трансцендентальной (здесь не определяется связь и зависимость человека от высших сил) и супранатуралистической или религиозной - единственно верной, по его мнению, форме, дающей человеку объяснение своих и высших сил и целей (Там же. С.12-17).

Значение христианской педагогики состоит в том, что она именно религиозная, христианская. Секуляризация дала веру в человека, в его творческую силу, способность к прогрессу, веру в историю как путь к прогрессу. Эта вера вместе с тем не противоположна христианству, но может быть понята как ядро христианства, основанного на идее Боговоплощения и спасения человека через смерть и воскресение спасителя. Зеньковский пишет: "Христианство не просто возвышение человека над природой, усваивая ему царственное значение, но в идеале обожение. Оно расширяет царство человека за пределы космоса, ибо людям дана "власть быть чадами божиими" (Иоанн. I, 12). Христианство есть не только спасение человечества, но и некое откровение о человеке, о его грядущей судьбе; о Церкви, которая есть тело Христово, но которая есть в то же время Богочеловеческий организм, т.е. "неслиянное и нераздельное" сочетание божественного и человеческого начала. Христианство больше знает о человеке, больше верит в него, глубже понимает человека" (Там же. С.17).

Уже в этих словах обнаруживается попытка определить цели воспитания, основывающиеся на началах христианской антропологии. В разных вариантах философ будет их повторять неоднократно. Итак, "цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия, ... раскрытие пути вечной жизни" (Там же. С.152).

Личность ребенка целостна и иерархична. В ней заложен приоритет духовного начала, заданный божественной сущностью, над эмпирическим, связанным с тварным происхождением. При этом духовное начало определяет абсолютную единичность личности и является залогом ее целостности. Кроме того есть еще одна закономерность реальной судьбы, именуемая в христианстве "крестом". Как пишет Зеньковский, "путь человека на земле стоит под знаком "креста" (у каждого человека, по учению Господа, "свой" крест, что обеспечивает несравнимость и своеобразие каждой личности), т.е. внутреннего закона, по которому может быть восстановлена утраченная (хотя в основе и не разрушенная) цельность в человеке" (Зеньковский В.В. Очерк моей философской системы. С.253).

Таким образом воспитание должно быть личностно ориентировано на педагогическое "обнаружение" креста и воплощение его в жизнь. Другими словами, воспитать ребенка - это значит раскрыть его личность, "но не в линиях так называемого "гармонического" развития естества, а в линиях внутренней иерархичности в человеке". Это означает, что воспитание - это обязательно воспитание физическое, нравственное социальное, религиозное, моральное, эстетическое, сексуальное, имеющие, однако "инструментальное значение в развитии основного начала в личности - духовной жизни" (Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христиан-ской педагогики. С. 153).

В конце жизни в небольшой книге "Русская педагогика в XX в." философ подвел итоги разрабатываемой им христианской педагогики, уже концентрированно повторив ранее сказанное. Итак: 1. Учение о детской душе должно включать учение об образе Божьем и греховности человека, подлежащей устранению через раскрытие и укрепление духовных сил человека, а это возможно лишь в Церкви. Поэтому целью педагогического воздействия является раскрытие образа Божия в детях через педагогику и подготовку их как к жизни мирской, так и вечной. 2. Изучение различных душевных явлений показывает, что духовный процесс заключает в себе ключ к пониманию всего, что происходит в человеке. Его и нужно изучать и использовать в педагогике, памятуя, что не моральный, а религиозный духовный процесс возрастания образует истинную и последнюю тему воспитания детей. 3. На первом месте иерархически в педагогике стоит не воспитание интеллекта, а рост духовного богатства личности ребенка. Потому необходимо, чтобы раскрывались и укреплялись религиозные силы души, что возможно при правильном подходе к дуализму мира и Церкви. "Тема религиозного воспитания есть основная тема педагогики, все остальное - развитие интеллекта, накопление знаний, усвоение технических и социальных навыков, развитие характера - является лишь частью этой общей и основной педагогической задачи... Следить за ростом и ритмом внутренней жизни в детях, видеть во всем внешнем воспитательном и образовательном материале лишь средства раскрытия и укрепления духовных сил в ребенке - таков путь школы" (Зеньковский В. Русская педагогика в XX в. Париж, 1960. С.38-39). И таков педагогический завет нам, ищущим сегодня новые пути образования и воспитания.

В.В. Зеньковский - признанный историк русской философии. И это - третья его ипостась как ученого и философа. Его двухтомная "История русской философии", выпущенная в Париже в 1948 г. - единственное в своем роде издание, которое и поныне остается уникальным как по широте охвата материала, так и по точности выверенности даваемых им оценок, исходивших, правда, из собственного глубокого религиозно-философского мировоззрения о. Василия, но никогда - из политической конъюнктуры дня - что было так характерно для его коллег из Советской России. Эта феноменальная энциклопедия истории русской мысли (содержащая около 120 персоналий и имеющая самостоятельное философское значение) переведена на несколько европейских языков, получила широкую известность на Западе (Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1. Ч.1. От редакции. Л., 1991. С.8). Если к "Истории русской философии добавить другие историко-философские труды В.В. Зеньковского: "Русские мыслители и Европа" (1926), "К.Д.Ушинский" (1926), "Н.И.Пирогов как мыслитель" (1939), "Кто фальсифицирует русскую философию" (1955), "О мнимом материализме русской философии" (1956) , "Гоголь" (1961), будет понятен тот вклад, который он внес в изучение истории русской мысли. По мнению Зеньковского русская философия оригинальна, а ее основания находятся в глубинах православия русского народа. Русская и европейская философия взаимосвязаны, хотя каждая идет своим путем, имеет свои темы и проблемы. "Русская мысль, однако, осуждена самой историей на ... глубочайшее раздвоение, - пишет Зеньковский, заканчивая свою "Историю русской философии", - отчасти мы носим, ведь, ныне Запад в самих себе, определяем его духовными исканиями и попадаем неизбежно в его тупики, - но отчасти стоим мы и на другом пути, на том пути, который открыт нам нашим православным восприятием культуры и жизни, человека и природы" (Там же. Т.2. Ч.2. С.235). Тема пути, поиска, приближения к Истине, борьба влияний, восстановление самобытности - те методологические основания, которые философ реализует в своем фундаментальном исследовании.

Таковы три основные проблемы (ипостаси) научных поисков В.В. Зеньковского. Правда, несколько лет назад стало известно еще об одном его научном интересе - экономике. Найден и пока лишь частично опубликован (Вестник РХД. 1991. № 161) его фундаментальный труд "Общие законы экономической жизни", написанный, как и прочие работы, в духе православного мировоззрения.

Сейчас, когда на Родину вернулись все основные труды философа, пред нами предстает фигура одного из интереснейших русских мыслителей.