На Маркса сложно опираться именно потому, что у него нет цельной идеологии, поэтому опираться можно только на тексты, но предсказуемых результатов этого текстуального анализа заранее предвидеть нельзя. Вместе с тем, образ мысли Маркса уже вживлён в мировоззрение современности, поэтому анализировать его теорию следует, в том числе, оборачиваясь на самих себя. Под открытостью письма в данном случае я понимаю то, что тексты Маркса содержат не только то, что в них говорится непосредственным образом, они содержат и возможное поле интерпретаций. Это же утверждение относится и к Фрейду, на которого опираются огромное число психоаналитических школ, иной раз непересекающихся друг с другом. На это же указывает и Р. Барт в «Семиотике»: «Насколько революционное письмо во Франции было эмфатичным, настолько марксистское письмо литотично в силу того, что каждое слово
здесь есть лишь намек на целостную совокупность стоящих за ним, хотя и не обязательно высказываемых здесь же принципов. Так, выражение повлечь за собой, нередкое для марксистского письма, обычно лишено того нейтрального значения, которое оно имеет в словаре, но служит указанием на совершенно определенный, конкретно-исторический процесс; оно уподобляется алгебраическому символу, которым обозначают целую совокупность сформулированных ранее постулатов, выносимых, однако, за скобки» [20]. И как ни удивительно: совокупность всех тезисов, сказанных после и в связи. Даже всё то, что будет сказано по поводу, уже учреждено Марксом, заверено его подписью. Поэтому дискуссии между разными школами марксизма и пост-марксизма заканчиваются взаимными упрёками и обвинениями в некомпетентности. Это происходит вовсе не потому, что Маркс прочитан в недостаточной мере (и я вовсе не ставлю себе здесь цели прочитать Маркса более полно или адекватно, чем это делалось ранее), а лишь потому что всякое прочтение текстов модернистов заведомо достоверно, следовательно, не может быть только одного истинного комментария. Быть может, уже Энгельс тем, что взялся продолжать Маркса, отошёл от него так же далеко, как и самые яростные критики.
Примечания
[1] Kojève A. Introduction а la lecture de Hegel. Paris: Gallimard, 1947. Р. 388.
[2] Фукуяма, правда, оставляет место для человека: на это указывает название его книги. См.: Fukuyama F. The End of History and the Last Man. New York: Free Press, 1992.
[3] Lеvi-Strauss C. La pensée sauvage. Paris: Plon, 1965. Р. 326.
[4] Фуко М. Слова и вещи. (пер. Визгина В.П., Автономовой Н.С.). СПб.: Acad., 1994. С. 333-336.
[5] Rifkin J. The End of Work: The Decline of the Global Labour Force and the Dawn of the Post-Market Era, New York: Warner Books, 1995.
[6] Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. (Пер. Суслова Н.В.) Екатеринбург, 2000.
[7] Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. (пер. Табачниковой С.) М.: Касталь, 1996. С. 18.
[8] Деррида Ж. Насилие и метафизика. Эссе о мысли Эммануэля Левинаса (пер. Лапицкого В.В.) // Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академический проект, 2000. С. 99.
[9] Цит. по.: Деррида. Ж. Сила и значение // Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академический проект, 2000. С. 10.
[10] Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997. С. 204.
[11] Althusser, L. Pour Marx, Paris: Maestro, 1965. P. 170.
[12] Поппер К. Что такое диалектика?// «Вопросы философии». 1995, №1. С. 136.
[13] Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. С. 122.
[14] Ольшанский Д.А. Тотальность у С.Л. Франка и З. Фрейда: Сравнительный анализ стратегий философского письма // «Credo New». 2002, №3 (31). С. 121-148.
[15] Именно этот вопрос Деррида считает главным во всей теории Маркса. См. его книгу: Derrida J. Spectres de Marx. L’Etat de la dette, le travail du devil et la nouvelle Internationale. Paris: Oditions de GalilPe, 1993. Р. 13.
[16] Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996. С. 32.
[17] Подробнее о позициях критики см.: Olshansky D.A. Narratives of the Self and Identity // «The Philosopher». 2003, No. 2. Р. 22-24.
[18] Подробнее об марксизме у Бодрийяра см.: Ольшанский Д.А. Проблемы трактовки учения К. Маркса в современной философии // «Вопросы марксистской философии». 2002, №1. С. 74-95.
[19] Oliver K. Reading Kristeva. Unraveling the Double-bind. Indiana University Press, 1993. Р. 176.
[20] Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 316.