Цитирование становится основной деятельностью Учителя. Бывает даже трудно отделить Авторство от Учительства. А может быть, это и не нужно. Достаточно знать, что Автор всегда исполняет функцию Учителя, но Учитель никогда не исполняет функции Автора. Учитель всегда остается Учителем.
Вспомним статью Р. Барта «Писатели и пишущие» [14]. Он очень условно разделяет всех авторов на писателей и пишущих. Критерии этого разделения выявляют в Барте романтические предрассудки, однако, судя по контексту, можно решить, что писатели — это Авторы, а пишущие — Учителя. Т. е. писатели чужды учительства, ибо «отождествляя себя со словом, писатель утрачивает всякие права на истину» [15]. Однако, это утверждение вызывает большие сомнения. Писатель всегда претендует на истину более высокого ранга, нежели истина, на которую претендуют пишущие.
Таким образом, и писатель и пишущий осуществляют функцию Учителя, другое дело, что пишущий — это только Учитель, возвышающийся до Авторствования. Однако, как я говорил выше и надеюсь показать далее, любое не трансцендентное авторствование, т. е. не перво-творчество, является всего лишь цитированием первотекста (мира).
Если основная характеристика Автора обладание информацией, то главное свойство Учителя — выдача этой информации. Учитель активен, в то время как Автор обладает только потенциальной активностью. Как только Автор нисходит до вынесения информации за пределы своего тела, он становится Учителем. Единственный, кто проявляет активность, так это Автор, он — «единственно активная формирующая энергия» [16].
Однако, Учитель, т. е. тот, кем действительно является писатель, стремящийся во что бы то ни стало стать Автором, существует в непрерывном континууме сознания. Именно непрерывный континуум сознания и является действительным Автором текста. Реальность, воплощенная в некоторых символах или, точнее сказать, в метках реальных вещей, обретает свое инобытие в виртуальности. Писатель стремится создать виртуальность, но работает он с уже имеющимися меткам и-символами, т. е. с уже имеющейся виртуальностью, — с элементами непрерывного континуума сознания, с элементами культуры. Поэтому можно сказать, что после перво-Автора никакого авторствования быть не может и, следовательно, место Автора уже занято. Автор умер, т. е. умерла возможность стать Автором именно в перво-Авторе. Умерла возможность зафиксировать свою индивидуальность. «Отношение письма к смерти обнаруживает себя […] в стирании индивидуальных характеристик пишущего субъекта» [17]. В самом письме, т. е. самопричинении ранений есть зачаток деиндивидуальности. «Письмо та область неопределенности, неоднородности и уклончивости, где теряются следы нашей субъективности, черно-белый лабиринт, где исчезает всякая самотождественность» [18]. Письмо направлено на тоталитаризацию отношений. «В случае письма суть дела состоит не в обнаружении или в превознесении самого жеста писать; речь идет не о пришпиливании некоего субъекта в языке, — вопрос стоит об открытии некоторого пространства, в котором пишущий субъект не перестает исчезать» [19]. Пишущий субъект (писатель) растворяется в непрерывном континууме сознания, растворяется в архаическом мифологическом Мы. Поэтому желание зафиксировать авторские права на произведение есть желание скорее зафиксировать один из указателей на это произведение. Т. е. имя автора на обложке это не имя Автора произведения, а скорее имя произведения, наравне с названием его [20]. И нужно оно для того, чтобы внести произведение в непрерывный континуум сознания именно под этим именем, т. е. позволить цитировать его. «Код это перспектива цитаций, мираж, сотканный из структур […]; порождаемые им единицы (как раз и подлежащие анализу) сами суть не что иное, как текстовые выходы, отмеченные указателями, знаками того, что здесь допустимо отступление во все прочие области каталога (любое конкретное Похищение с неизбежностью отсылает нас ко всем ранее описанным похищениям); все это осколки чего-то, что уже было читано, видено, совершено, пережито: код и есть след этого «уже». Отсылая к написанному ранее, иначе говоря, к Книге (к книге культуры, жизни, жизни как культуры), он превращает текст в проспект этой Книги» [21].
Однако в силу принадлежности к антропологическому сознанию, к отношению автора и героя, когда автор становится героем, а герой автором, сейчас, как никогда раньше, важно имя автора литературного и, шире, художественного произведения (текста). Сейчас художественный текст это текст самой жизни автора. Приведу снова цитату из Бланшо: «Мы у начала того феномена, с которым неразрывно связана новейшая литература и даже искусство в целом: стихи существуют лишь постольку, поскольку их скрытый или явный «сюжет» — создание самих стихов, а путь, которым созданное приходит на свет, может быть дорогой и победы, и краха» [22]. То есть сюжет произведения — сам автор его. Об этом же пишет и Фуко. «Текст всегда в себе самом несет какое-то число знаков, отсылающих к автору. Эти знаки хорошо известны грамматикам — это личные местоимения, наречия времени и места, спряжение глаголов» [23]. Интерес к автору, укрытому в произведении, — это, скорее всего, интерес к его ранам. Письмо — это саморанение. И в этом отношении, Письмо — самообучение (а какое, собственно, еще может быть обучение?) чему-то, скорее всего, элементам непрерывного континуума, виртуальности, а через нее реальности. Таким образом, письмо — это самообучение автора реальности. И если он, как мы это уже выяснили, является Учителем, то он не учит никого, кроме себя. «Боль есть универсальный запоминающийся урок» [24], автор посредством саморанения самообучается реальности. Реальности, которая представлена в непрерывном континууме сознания. Это и растворяет его в этой непрерывности. Он не может стать прерывом (любое индивидуализирование — прерывание традиции, и вообще прерыв) континуума сознания в рамках одного этого континуума, ибо слишком слаб и ничтожен. Он не может стать подлинным Автором.
Это — «то пространство, где запечатлеваются все до единой цитаты, из которых слагается письмо» [25]. Это пространство Барт называет «читателем». Это то пространство, которое и позволяет существовать как автору, так и читателю. Ответственность за создание такого единого для всех входящих в данную культуру людей непрерывного континуума сознания лежит на институтах культуры, которые исполняют роль Учителей. Об одном из таких институтов культуры писал Лиотар: «освобожденные от ответственности за исследования, которые вытеснили спекулятивный рассказ, факультеты ограничиваются передачей знаний, считающихся установленными, и с помощью дидактики обеспечивают воспроизводство скорее преподавателей, нежели ученых» [26], т. е. Авторов.
В ситуации непрерывного континуума сознания каждый текст, и созданный, и создающийся, является ключом ко всем остальным созданным текстам, т. е. к непрерывному континууму сознания, т. е. к перво-тексту, к миру. Таким образом, каждый текст исполняет роль Учителя. Таким образом, каждая книга черпает «ценность из других книг, чья оригинальность состоит в том, что она на них не похожа, но понятна постольку, поскольку она — их отражение» [27].
Однако, как замечает Барт, «текст сложен из множества разных видов письма, происходящих из различных культур и вступающих друг с другом в отношения диалога, пародии, спора» [28]. Другими словами, непрерывный континуум сознания имеет конкурентов — такие же непрерывные континуумы сознания. Все это происходит от того, что человек живет в поликультурном пространстве. Здесь каждый непрерывный континуум сознания цитирует элементы других континуумов, образуя непрерывный метаконтинуум сознания, в котором содержатся все непрерывные континуумы сознания, но это лишь чистая абстракция, идеальный тип. В поликультурной действительности же любой непрерывный континуум сознания состоит из элементов, как своих изначально (архаических), так и заимствованных из других континуумов. Выходит, что каждый человек имеет свой собственный континуум. Тогда возникает вопрос: как же осуществляется взаимодействие, диалог между людьми. Все дело в том, что культура, к которой принадлежит человек и к которой принадлежат люди, составляющие его ближайшее окружение (общество), имеет свой непрерывный континуум сознания, который вбирает в себя элементы непрерывных континуумов сознания отдельных людей, вписывая в них элементы, общие для всех, тем самым создавая поле для диалога.
Список литературы
[1] Ницше Ф. Воля к власти // Ницше Ф. Воля к власти; Посмертные афоризмы: Сборник. Мн., 1999. С.249-250 (афоризм 495).
[2] Не совсем верное замечание. Господин никуда никого не ставит. Это раб ставит. Создавая себя, раб делает господина, ибо «для последнего только для себя бытие есть сущность; он чистая негативная власть, для которой вещь ничто, и, следовательно, при таком положении он есть чистое существенное делание [т. е. желание С. Т.]; раб же есть некоторое не чистое, а несущественное делание» (Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа. СПб., 1992. С. 104). Господин только лишь позволяет. Позволяет себя сделать господином, или в противном случае, позволяет себя убить. В этом отношении активность привилегия раба и, вероятно, его крест, его цепь. Господин же это чистая пассивная готовность желание. Даже власть господина над рабом есть, в сущности, власть раба над собой, но через фигуру господина. Господин является как бы проводником власти раба над самим собой. Господин исполняет ту функцию, которой обладали вожди в мифологических сообществах, когда им отрубали конечности, чтобы не растерялась через их активность чистая священная власть вождя. Господин, безусловно, гораздо более зависит от раба, нежели раб от Господина. «Господство оказывается на стороне раба, оно в мастерстве, которое тот изощряет, чтобы направить его против своего господина» (Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). М., 1999. — С. 108).