Национальная особенность, определяющая эмоциональный тип поведения респондента, состоит в том, что у нашего населения мало опыта заполнения различных документов. Долгое время в стране поощрялась длительная работа на одном предприятии, довольно низкой была и территориальная мобильность. А так как едва ли не единственной возможностью научиться четко отвечать на поставленные вопросы - это заполнение анкет при приеме на учебу и работу, то человек имел практику заполнения опросных листов один или два раза в жизни.
Семантические трудности. Международный стандарт требует, чтобы слова, употребляемые в анкете, были понятны респонденту, удобочитаемы и имели однозначное толкование. Поэтому в словесной формулировке вопроса следует избегать использования специальных терминов или сленга. В современном русском языке появилось очень много новых понятий, которыми широко пользуются не только ученые, но политики и журналисты. Они употребляются так часто, что создается впечатление об их полной адаптации к словарю ежедневного общения людей. Однако практика исследований показывает, что это не так. Студенты ОмГУ, отвечая на вопросы о межнациональных отношениях, постоянно спрашивали, что такое "титульная нация". Молодой человек, омич, не знал слова "коррупция". Непонятными оказались для людей с низким уровнем образования понятия "отрицательное, положительное, нейтральное". Последний случай требует пояснений. Решалась задача - изучить отношение людей к общественным феноменам через реакцию на понятия. Респонденту предлагалось ответить, какие чувства - положительные, отрицательные, нейтральные - у него вызывают определенные слова. Подобные исследования проводятся за рубежом, и данный метод рассматривается как надежный способ получения информации [4]. В нашем случае интервьюеры столкнулись с большими трудностями при заполнении анкеты. В результате возникло подозрение, что эмпирические факты получены по разным основаниям. В одних случаях респонденты, отвечая на вопросы, определяли свое отношение к общественным явлениям. Относительно таких понятий, как: приватизация, реформы, коррупция можно с уверенностью утверждать, что чувства, возникающие при упоминании данных слов и отношение к общественным явлениям, которые ими обозначаются, совпадают. В других случаях респонденты пренебрегали условиями задания и определяли отношение к понятию как к обозначению некоторого нормативного образца: "К современной армии отношусь плохо, но армия нужна". Как в такой ситуации поступает интервьюер? Алгоритм его поведения тот же, что и в случаях, описанных нами выше: либо он выбирает ответ без соответствующего уточнения, то есть поступает недобросовестно, либо начинает уточнять вопрос, поясняя задание.
Характерной, в этом плане была реакция на понятие "семья", поэтому трактовать результаты по данному понятию сложно. Полевая практика показала, что, если перед вопросом респонденту объяснялся смысл понятий "положительное, отрицательное чувство", реакция на понятие "семья" часто была отрицательной. Интервьюер пояснял, что положительные чувства - это радость, уверенность, спокойствие, а отрицательные - беспокойство, страх, гнев. Сегодня люди испытывают беспокойство за своих детей, им трудно прокормить семью. Естественно, что реакция на данное понятие возникает отрицательная. Но это не характеризует отношение опрашиваемого к институту семьи.
Поскольку варианты поведения респондентов многообразны, интервьюер на свое усмотрение выбирает способы пояснения. Международный стандарт в таких случаях настаивает на том, что интервьюер не должен пояснять непонятные слова или условия задания. Результаты представленной выше практики фиксирования реакции на понятия подтверждают справедливость стандарта. Но в наших условиях, когда респондент нетерпелив, насторожен, импульсивен, отказ в объяснении непонятных слов воспринимается резко отрицательно и тоже влияет на результаты исследования. Можно сделать вывод, что каким бы не был формат вопроса - открытым, полузакрытым или закрытым, - его словесная форма должна гарантировать возможность двусторонней коммуникации между исследователем и респондентом [5].
В ходе любого социологического исследования интервьюер все время проверяется "на прочность". Исследователь может значительно упростить работу интевьюера, если снабдит его четкими инструкциями и тщательно сформулирует все вопросы. Инструментарий, используемый в исследовании, должен быть очень качественно разработан. Помимо анкеты и инструкции, определяющей условия работы интервьюера, должны быть разработаны сценарии, прогнозирующие различные ситуации, возникающие в поле. Если собеседования в ходе интервьюирования избежать нельзя, значит, нужно стремиться к тому, чтобы оно у всех интервьюеров проходило единообразно. Нарушение принципа единообразия лишает исследователя возможности формализовать данные. "...стандартизированное интервью воспринимается опрашиваемым как оживленная беседа, интервьюером - как разработанный до мельчайших деталей "схематический" опрос, а для стоящих за интервьюером исследователей - это максимально единообразная экспериментально созданная ситуация, в которой действуют опрашиваемые" [2, с. 162]. Таким образом, качество работы интервьюера во многом определяется качеством вопросника и инструкции к нему, разработанных исследователем. В наших условиях резко возрастает значение пилотажного исследования, в ходе которого должен быть не только апробирован опросный лист, но и создана сетка возможных вариантов собеседования с респондентом в предсказуемых ситуациях интервьюирования, а также правила поведения в непредусмотренных ситуациях. Данные варианты должны показать интервьюеру, как необходимо работать, чтобы нивелировать личностный, эмоциональный контекст во взаимодействии с респондентом.
Интервьюирование - очень содержательный метод получения первичной социологической информации, однако никакая литература не может заменить в этом деле практического опыта.
Список литературы
Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997. С. 234.
Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. М., 1993.
Чернобабин С.Н. Жилищный вопрос в условиях перехода к рынку // Социологические исследования. 1993. N 5. С. 99.
Франция глазами французских социологов. М., 1990. С. 117.
Открытым обычно называют вопрос, ответ на который респондент дает в свободной форме, закрытым - вопрос с жестко фиксированными альтернативами ответа.