С именами следующих философов связаны специфика и сущность советского периода философии, которые была ранее нами охарактеризованы как стремление к «научности и системности», ибо исследуемые тогда философские проблемы естествознания позволяли уклониться от жесткой идеологической схемы марксизма. Такой исследовательский настрой в нашей респуб-лике задал Баязит Сабирьянович Галимов (р. 26.05.1942) Так, тема его докторской диссертации носит уже строго научный и системообразующий характер: «Принцип развития в основаниях научной картины мира (методологические проблемы)». Здесь он «рассматривает картину мира как предпосылку формирования и функционирования теор. знания. <…> Др. направлением иссл. Г. является концепция мозаичной филос. В ней филос. не имеет одного, так называемого основного вопроса. В зависимости от аспекта рассмотрения деятельности человека в мире формулируется ряд вопросов, проблем философии» [с. 186].
Философскому основанию понятия материи посвящена докторская диссертация и.о. заведующего кафедрой философии БашГУ (ведущей философской кафедры республики) Дамира Ахметовича Нуриева (р. 18.03.1941). «Н. выдвигает и обосновывает идею о том, что проблема понимания природы взаимозависимости вещества и его свойств (поля и его свойств) центральная и сквозная» в постановке и разработке многих фундаментальных вопросов современной философии. «Н. доказывает, что в процессе познания посредством языковой реальности и языковой деятельности с самой действительности «снимаются» не только свойства вещей и тел, физ. и биол. полей, но и сами поля со всеми своими свойствами» [с. 573].
То же стремление к «научности и системности» отражено в докторской диссертации Александра Федоровича Кудряшева (р. 29.07.1946) «Единство научного знания: методологические и социальные основания». Им «раскрывается единство онтол., гносеол., теор, и логического обоснования. Показывается связь проблемы обоснования знания с проблемами онтологии. Особое внимание обращается на бытие в языке…» Попутно нужно отметить, что проф. А.Ф.Кудряшев руководит философским семинаром в БашГУ.
Совершенно иная тематика исследований представлена Аркадием Викторовичем Лукьяновым (р. 19.10.1959) – специалистом в области истории философии. История философии – в недавнем прошлом одна из тех трех ниш (история философии, философия естествознания и критика буржуазной философии), где философы могли уединиться и сохранить внутреннюю, духовную свободу. «Изучая гуманистические и технократические, тоталитарные тенденции в истории немецкого идеализма, а также в рус. филос. конца XIX – нач. XX вв., Л. выдвинул идею разграничения духовного (созидающего) и любящего «Я», что позволяет, как он полагает, глубже исследовать противоречия и парадоксы духа и духовности. <…> Значительное место в научной деятельности Л. занимают переводы нем. философов на рус. яз.» [с. 478]. А.ВЛукьянов является инициатором создания и президентом философского общества им. И.-Г.Фихте, благодаря чему философское сообщество Уфы получило известность далеко за пределами России.
IV
Выше было кратко изложено содержание только шести из более чем 2000 статей выпущенного недавно «словаря философов». Критерий отбора ясен и однозначен – эти шесть философов представляют «башкирскую ветвь» российской философии. Но почему российская философия представлена 2000, а не 200 или 20 философами? Иными словами, по какому критерию отобраны российские философы? Вот что по этому поводу пишут сами издатели словаря: «…эта книга – не об одних только философах-титанах и оригинальных мыслителях. Никакие глобальные философские открытия и перевороты, рождения гениальных систем и имен не были бы возможны, если бы синхронное и диахронное единство философского знания не поддерживалось честным и самоотверженным трудом многих сотен рядовых квалифицированных философов-профессионалов» [с. 15].
Итак, критерием отбора является не гениальность или оригинальность, а профессиональность. Тогда возникает закономерный вопрос: а все ли «философы-профессионалы» указаны в этом объемистом труде? Должны ли мы считать, что те философы, чьи имена не указаны в этой книге, являются непрофессионалами?
Наверное, все-таки нет. Если учесть предыдущие два издания словаря, то можно предположить, что этот список неполîн и далек до своего завершения.
И все же словарь «Философы России» - эпохальная и фундаментальная работа; в ней реализован «принцип объективного и максимально полного осмысления духовных исканий человечества … стремящегося создать целостное и открытое представление о культуре России…» [с. 15]. А разве возможна российская культура без исконно русского «авось»?!
Список литературы
Галимов Б.С., Нуриев Д.А., Лукьянов А.В. Философия в Республике Башкортостан. Уфа, 1999. 104 с.
Гильдебранд Д. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1997. 374 с.
Лосев А.Ф. Русская философия // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 209-236.
Лукьянов Б.Г. Некоторые проблемы методологии искусствознания // Пути творчества и критика. М.: Изобраз, Искусство, 1990. 304 с.
Хайдеггер М. Что это такое – философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 113-123.
Второй российский философский конгресс «ХХI век: будущее России в философском измерении». Программа. Екатеринбург, 1999. 7-11 июня. 25 с.