Действительность постоянно “подпитывала” правовой нигилизм. У людей выработалось недоверие к праву, потому что они зачастую сталкивались с отсутствием праворегулирования и заменой его актами власть имущих. Ведь человек, обладающий даже самой маленькой частицей власти, кроме получения морального удовлетворения от ее использования становится богом в рамках действия своей власти, т.к. он зачастую не контролируется вышестоящими органами. Для себя, да и для окружающих этот человек отождествлен с властью. Это тоже черта, характерная для русского сознания: власть для людей - не набор прав и, что еще важнее, обязанностей, а конкретная личность, которая осуществляет власть по своему усмотрению.
Самым трудным для современных россиян оказывается освоение западного идеала отношений между личностью и обществом, гражданином и государством. Как известно, в западной (европейской и в американской) традиции главный акцент в этих взаимоотношениях делается на человеке, приоритете его самоценности. В противоположность этому менталитет россиян, являющийся соединением черт западного и восточного миропонимания, складывался на иных принципах. “Личность, характерная для евразийского степного пространства, - полагают А.П.Бутенко и Ю.В.Колесниченко, - это личность, живущая в рамках государственного имперского объединения, следующая принципам “монгольского предопределения” с ярко выраженными психологическими чертами…” [7]
Для русского менталитета характерно особое отношение к власти, перевод этого абстрактного понятия в личностную форму. Отсюда преклонение перед личными связями, которые и заменяют правовые отношения. Это также одна из причин, объясняющих негативное отношение россиян к праву. Личные связи являются альтернативой праву в регулировании общественных отношений. Более того, они зачастую действуют намного эффективнее. Право вытесняется из всех сфер жизни нашего общества. Часто, когда власть старается действовать в рамках закона, население требует властного акта, который даже если и противоречит закону, зато просто и быстро решит существующую проблему.
Таким образом, специфика исторического развития России научила россиян ненавидеть право и законы, при малейшей возможности обходить и нарушать их.
Очень точно подметил подобное отношение нашего народа к праву и законам А.И.Герцен, указав, что “он подчиняется им как силе”. При таком отношении к праву понятие “свобода” отождествляется с вседозволенностью и анархией.
Действительно, как только сила государственной власти в России ослабевала, наступало смутное время. Разгорался национальный сепаратизм, росла преступность, наблюдались апатия и растерянность, происходил общий упадок экономики, культуры, образования и в целом государственности.
Таким образом, наш народ привык относиться к праву и законам как к принудительной внешней силе.
До недавнего времени политико-правовой режим нашего общества был тоталитарным с такими характерными чертами, как диктатура партийной государственной верхушки, огосударствление всех сфер общественной жизни, произвол и беззаконие, отчуждение человека от власти, пренебрежение к праву.
Этому режиму соответствовала и подобающая политико-правовая культура. Верхушку в системе ценностей в данном обществе составлял коллектив, личность как таковая задавливалась. Ставились преграды формированию уважения к закону, становлению ценностей как общественно значимых.
Рассматривая советский период нашей истории, нельзя проигнорировать и тот факт, что у населения формировалось сознание “винтиков”. Консолидация общества и укрепление государства достигались обезличиванием людей, их нивелировкой в качестве одинаковых “винтиков”. Удобной “ячейкой” для построения общества нужного типа был избран коллектив. Формирование у населения сознания “винтиков” подкреплялось экономически. Существовавшая в стране для подавляющего большинства жителей уравниловка на возможно более низком уровне жизни усугубляла ощущение взаимозаменяемого равенства. Наличие же наряду с этим привилегированного слоя еще больше подчеркивало “равенство неравенства” основной массы населения.
В годы правления КПСС правосознание граждан развращалось политическим лицемерием этой партии, которая на словах требовала исполнения закона, а на деле любое решение высшего партийного органа было важнее закона и выше закона. Более того, член партии, совершивший преступление, не мог быть привлечен к уголовной ответственности без разрешения партийного органа. Широкую практику приобрело так называемое “телефонное право”, когда партийный руководитель звонил судье и диктовал ему, какой приговор вынести обвиняемому (если этот обвиняемый был в поле интересов руководителя).
Если сопоставить ситуацию в советском и постсоветском государстве, то можно прийти к выводу, что в современной России так и не укореняется важный элемент западного гражданского общества и культуры - уважение к закону.
Еще дореволюционный русский философ И.А.Ильин в своей работе “О сущности правосознания” подчеркивал, что “очередная задача современного правосознания состоит в том, чтобы освободить себя от... черт, характеризующих душу раба. Нормальное правосознание есть волевое состояние души, активное и творческое; оно ищет в жизни свободного, верного и справедливого права и заставляет человека вести борьбу за его обретение и осуществление” [1, с. 210]. А это процесс не сиюминутный. И нам представляется, что потребуется ни год и ни два, чтобы изменить отношение людей к праву, побороть столь затянувшуюся правовую “спячку” людей.
Многочисленные исследования показывают, что общество все еще воспринимается населением как патриархальная общность - отдаленное эхо крестьянской общины. Она всецело определяет жизнь индивида, который не видит себя вне этой коллективной формы своего бытия, и потому должна быть, по его представлениям, устойчивой, неизменной.
В глазах населения и сегодня исполнительная власть ставится выше законодательной. Фактически (на это указывают многочисленные опросы общественного мнения) людям нужна действующая власть, а не действующий закон. Таким образом, можно констатировать, что сознание людей осталось этатистским.
Наличие этатистского типа сознания мешает также становлению среднего класса в России. В частности, можно наблюдать такую тенденцию. Люди с более-менее стабильным достатком, полученным за счет предпринимательской деятельности, занятия бизнесом, видя могущество государственных чиновников, стремятся сами войти во властные структуры, чтобы затем, используя свое служебное положение, иметь возможность обогащаться другим способом - получая значительные материальные льготы. Это ведет к расширению в России такого социального явления, как коррупция.
Отдаленное эхо крестьянской общины “преследует” нас: все исходящее от Первого Лица кажется положительным, правильным, надежным в отличие от того, что исходит от чиновников, бюрократического аппарата. Бюрократия расценивается коллективным сознанием как нечто враждебное и опасное. Этим же можно объяснить, почему в правосознании населения до сих пор сохраняются элементы юридического нигилизма и анархизма, иногда причудливо сочетающиеся с безграничной верой во всемогущество государства. Достаточно спокойное отношение вызывает тот факт, что большинство законов и указов Президента не исполняется. Воспринимая власть главы государства как патриархальную, “отеческую”, массовое сознание (особенно в условиях всякого рода кризисов, социальных катаклизмов), как правило, видит выход во введении правления “сильной руки”, которое только и может навести в стране твердый порядок и которое отнюдь не обязательно должно опираться на закон.
Неудивительно, что в отечественной политической элите, во многом рекрутированной из прежней партноменклатуры, столь сильна привычка руководствоваться не законом, а старым правилом и жить “по понятиям” и “по усмотрению начальства”. Все еще господствуют “телефонное право”, “политическая целесообразность”, “усмотрение вышестоящих начальников”.
Уважение к праву и закону, вошедшее в нравы и образ жизни россиян, является важнейшей характеристикой правосознания. Но наряду с уважением к закону в правовой психологии многих граждан и целых групп может преобладать неуважение к закону, пренебрежение им. Такое отношение получило название правового нигилизма. Правовой нигилизм России хорошо передал поэт В.А.Жуковский:
“Закон – на улице натянутый канат,
Чтоб останавливать прохожих средь дороги,
Иль их сворачивать назад, или им путать ноги!
Но что ж? Напрасный труд! Никто назад нейдет!
Никто и подождать не хочет!
Кто ростом мал, тот вниз проскочит,
А кто велик – перешагнет!”
Это нашло отражение и в многочисленных русских пословицах: “Закон что дышло: куда хочешь, туда и воротишь”, “Где закон, там и обида”, “Что мне законы, коли судьи знакомы” и др. Они, к сожалению, отражают житейский опыт поколений русских людей в их общении с властью, судом и законом. В России всегда правили не законы, а люди по своему усмотрению. Можно также вспомнить мысль Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя, что и подданные, и правительство нарушают законы всюду, где это можно сделать безнаказанно.
Можно сказать, что правовой нигилизм традиционно присущ российскому менталитету. Еще А.И.Герцен отмечал, что в России все заняты поиском путей обхода закона, а не его исполнением. С ним солидарен Н.А.Бердяев: “Русский нигилизм был русским национальным явлением”, - писал он в “Философии неравенства” [6, с. 107]. Не стало исключением и наше время: результаты социологических исследований показывают, что в России почти половина взрослого населения занимает отчужденно-настороженную позицию по отношению к праву, закону [8].