Смекни!
smekni.com

Проблема онтологических оснований целостности человека (стр. 2 из 2)

Таким образом, чтобы понять человека, надо знать его объективную реальность, понимать как субъективную и видеть в ней существо, способное к общению с духовной основой мира как целостностью. И только в этом случае человек предстает перед природой как существо равномощное ее целостности, ее субстанциональности. Субстанциональность человека проявляется в "свернутом виде" и осуществляется через взаимодействие фундаментальных сторон человека: биологической, социальной и духовной, существующих на выделенных уровнях бытия. Эти стороны определяют, каждая по-своему, деятельность человека в мире. Биологическая раскрывает момент адаптации и приспособления человека к миру; социальная - жизнь человека с точки зрения преобразовательной деятельности, а духовная - саму возможность выбора, которая реализуется в антиномии добра и зла, и стремление к реализации своей субстанциональной целостности. Рассматривая проявление функций человека на уровнях бытия, мы получим схему целостности человека, которая представлена в виде таблицы вверху страницы (аналогичная схема разработана В.Н. Сагатовским [12]).

Развертывая приведенную схему, можно увидеть, что существование человека на уровне объективной реальности вполне можно рассчитать и предсказать. На этом уровне человек выступает в качестве объекта манипуляции, зомби, а еще хуже, он выступает в виде техники, которая способна выполнять предназначенную ее роль и не способна сопротивляться даже тогда, когда ее уничтожают. Единство уровней объективной и субъективной реальностей дает нам представление о специализированном, одностороннем, классовом, социальном человеке, которым, конечно, труднее манипулировать, но вполне возможно, ибо ограниченность его заключается в отсутствии исторической памяти и способности к качественному развитию. Рассмотрение человека через единство всех выделенных уровней снимает выявленные односторонности и указывает на необходимость определения духовности как основания целостности человека. Духовность, понимаемая таким образом, по мнению автора, является атрибутивной характеристикой человека.

В последнее время феномен духовности стал одним из самых популярных. Говорят о ее кризисе, духовной катастрофе, о поиске духовности и о ее возрождении. Философский анализ духовности в отечественной философии возобновился в конце 80-х гг., и отправной точкой анализа данного понятия явилось понимание духовности в русской идеалистической философии конца XIX- нач. XX вв.

Духовность для русских - это всеобщий собирательный термин, охватывающий все главные компоненты развития личности. Это внутреннее ядро человека, его внутренние силы1.

Обобщая, можно сказать, что духовность в русской религиозной философии обозначает неисчерпаемость, богатство и красоту внутреннего мира человека, его стремление к совершенству. Это положение является основанием для анализа феномена духовности в философии нашего времени. Рамки данной статьи не позволяют осветить различные подходы к духовности в нашей философии, поэтому мы отсылаем читателя к соответствующей статье автора [15, с. 34-37].

По мнению автора, духовность - это не просто развитие своего внутреннего мира. Это - особое состояние человека, его стремление выйти за границы своего бытия, постоянно расширяя его горизонты. Это - стремление человека преобразовать свой мир и окружающую реальность, но не на началах насилия, используя свои властные возможности, а через диалог с природой, когда человек доопределяет ее, помогая тем самым природе раскрыть свои потенциальные положительные возможности. Но как бы далеко не залетал человек в своих творческих фантазиях, он рано или поздно возвращается на "круги своя", где все или почти все ему дорого. Подтверждая эту мысль, Н.Рерих писал, что "в каждый момент готовы мы покинуть все земное и в тоже время любим каждый цветок" [16, с. 138].

Важность подобного замечания в том, что оно образует свою противоположность стремлению человека вырваться за рамки своего конечного, частного существования. Человек живет в мире и возделывает этот мир по масштабу своей универсальности. Поэтому стремление человека выйти за пределы своего бытия и одновременно стремление восстановить свою связь с бытием и составляют элементарную клеточку духовности. В этом и заключается глубина понимания феномена духовности, отражающего онтологическую целостность человека, его уровневое единство.

П. Флоренский ставил духовность во главу своих основных постулатов "Столпа" (Веры) и "Истины" (Церкви). Он рассматривал ее как основу целостности и гармонии бытия, которая не терпит прагматизма и устремлена в будущее и связывается со служением высшей божественной силе, а поэтому конкретна и абстрактна. Интересные идеи в осмыслении духовности содержатся в трудах Н.А. Бердяева, который считал, что высший смысл духовности - служить делу возвышения личности. Духовность абстрактна и конкретна и, по мнению Н.А. Бердяева, для ее изучения требуется конкретно-исторический подход: "Нужно перейти в иное идейное измерение" [13, с. 89] без перехода на новые принципы, ибо духовность опирается на идеалы. "Вопрос о хлебе есть для меня вопрос материальный,- пишет Н.Бердяев,- но вопрос о хлебе для моих ближних, для всех людей, есть духовный, религиозный вопрос... Не хлебом единым будет жить человек, но также и хлебом, хлеб должен быть для всех. Общество должно быть организовано так, чтобы хлеб был для всех и именно тогда, именно духовный вопрос предстанет перед человеком во всей своей глубине. Недопустимо основывать борьбу за духовные интересы и духовное возрождение на том, что для значительной части человечества хлеб не будет обеспечен" [14, с. 152].

Список литературы

Туровский К. Притча о человеческой душе и теле//Тр. отдела древней русской литературы. М.; Л., 1956. Т. 12.

Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т.2.

Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1950. Т. 7.

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1990.

Гулыга А.В. Наука и религия. 1989. N 8.

Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.

Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Сагатовский В.Н. Антропологическая целостность: статус и структура//Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.

Андреев Д. Роза мира. М., 1993.

Сагатовским В.Н. Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. С. 53.

Бердяев А.Н. Судьба России. М., 1990.

Бердяев А.Н. Смысл русского коммунизма. М., 1992.

Филатов В.И. Проблема духовности как целостности человека и основания его субъектности//Становление человека как субъекта социального творчества. Омск, 1997.

Рерих Н.К. Учение живой этики: Листья сада. СПб., 1993. Кн.2.