Переменные (факторы): Ф1 — Осетино-Ингушская (РСО-А и РИ); Ф2 — Осетино-Грузинская (РЮО-Грузия); Ф3 — Кабардино-Балкарская (КБР); Ф4 — Кумыкско-Аварская (РД); Ф5 — (условно) Карачаево-Черкесская (КЧР); Ф6 — Карачаево-Казачья (КЧР). Локализация: Л1 — пригород, район Северной Осетии; Л2 — Южная Осетия; Л3 — пояс спорных территорий в КБР / КБР в целом; Л4 — Кумыкская равнина с аварскими анклавами / Дагестан в целом; Л5 — КЧР в целом; Л6 — группа станиц33/ КЧР в целом.
В последней строке таблицы определен сравнительный показатель вероятности перехода к массовому насилию как одному из возможных сценариев развития конфликта. Еще раз подчеркнем — общая методологическая интенция при определении вероятности событий состоит в исследовании комплекса переменных, каждая из которых подвергается определенной интерпретации акторами, вовлеченными в события. Исследование комплекса переменных позволяет приблизиться к адекватной оценке общего риска эскалации той или иной конфликтной ситуации в насильственный конфликт. Очевидно, что "вес факторов" ("груз конфликтных факторов") предъявляет особые требования как к качествам политического лидерства, так и к массовой политической культуре, формирующейся при содействии СМИ. Эти требования заключаются, прежде всего, в усвоении, накоплении опыта рефлексивной политики, связанной с пониманием того, как данная проблема воспринимается и другой стороной, как та или иная формула, высказывание, действие будут восприниматься "по ту сторону барьера". Переход к постконфликтным ситуациям в Северо-Кавказском регионе — в районах повышенной конфликтогенности — предполагает выработку нового языка, основанного на восстановлении традиций доброжелательности и императиве добрососедских отношений, развития практик сотрудничества в самых разнообразных социальных группах и структурах, признающих приоритет общероссийского законодательства.
Решение, ведущее к эскалации насилия или его предотвращению, всегда связано с функцией лидерства. Конструктивистская парадигма в своем акценте на изучении роли политических и институциональных агентов и, соответственно, на живых стратегиях в конфликте выглядит более убедительной, нежели тяжеловесное проецирование цивилизационных и иных "объективных" качеств на динамику этнических конфликтов. Однако эта парадигма явно оставляет открытым вопрос о том, каким же образом "объективная фактура" конфликтной ситуации присутствует в интерпретациях человека с улицы — интерпретациях, которые, собственно, и выводят его на эти улицы массовых политических действ.
В свою очередь, релятивистская парадигма — при достаточно глубоком ее понимании — устраняет абсолютизм примордиалистски обосновываемых притязаний сторон в конфликтной ситуации; в то же время она ориентируется на признание реалий этнополитического сознания во всем многообразии его вариантов.
1 См. известную концепцию Л. Гумилева в его работе "Этногенез и биосфера Земли" [1].
2 См. работу Э. Ожиганова "Сумерки России" [9].
3 Представляется уместной трактовка инструментализма в качестве одной из возможных форм и примордиализма, и конструктивизма. Этничность для инструментализма определяется заинтересованными социальными или политическими акторами в конкретном историческом или ситуативном контексте. Этничность есть репертуарная роль, произвольно обыгрываемая социальным агентом. В зависимости от того, как эта роль трактуется, инструментализм может быть как примордиалистским (роль пред-дана, и лишь ее ситуативное использование доступно социальному актору), так и конструктивистским (роль формируется в процессе самой игры).
4 См. хорошую отечественную презентацию примордиалистского подхода в [9].
5 Makine A. Le testament francais. Suffolk, 1997. P. 164. [цит. по 5, c. 240–241].
6 См. об этом подробнее: [3, с. 34–57].
7 Отличительной чертой советского наследия Р. Брубейкер считает "официальную, объективированную кодификацию этнического многообразия как национального многообразия" [15, p. 50].
8 В.А. Тишков справедливо отмечает, что "культурные дистанции между различными географическими группами русских (например, теми, кто живет в Поморье, и теми, кто живет на Северном Кавказе) могут быть значительнее, чем между русскими и теми местными группами, с кем они контактируют столетиями" [12].
9 Фактически тождественна этой теории концептуальная база кавказоведческой школы А. Беннигсена, которая педалирует "исламский" характер "кавказского барьера".
10 Титульность оспаривается на части территории и не оспаривается для "собственно Балкарии" и "собственно Кабарды", то есть "этнических" территорий КБР за вычетом спорной полосы.
11 Значение данной переменной определено в зависимости от того, является ли она "фокусом миграционного притяжения для обеих групп" (++) или одной из групп (+).
12 Титульный статус балкарцев на территории КБР восстановлен в 1957 г. (то же — для карачаевцев по КЧР).
13 В КБР и Дагестане этнический баланс поддерживается институционально: квотирование закреплено правовыми и неформальными нормами. Однако в КБР — этот баланс с явным этническим доминированием, а в Дагестане — без такового.
14 "Фактическое неравенство" определяется как (++), если обе группы солидарны в своих оценках ситуации "богаче –– беднее"; определяется как (+), если они противоречиво оценивают ситуацию неравенства и ( ), если солидарны в своих оценках отсутствия ситуации неравенства.
15 н/д — нет данных (здесь и далее в таблице).
16 Принудительное смешение (вынужденная миграция одной из групп и т. д.) определено как проконфликтный фактор (++), спонтанное смешение (как нейтральный, но содержащий риск столкновений больший, нежели значение "отсутствие смешанных сел").
17 Незначительно (исключая Нальчик).
18 Нет, исключая Черкесск и пригороды.
19 Наличие такой проблемы — фактор, препятствующий эскалации конфликта ( ), отсутствие — (0).
20 Доля смешанных браков в виде индикатора культурной дистанции представлена следующим образом: 0 5% (значительная, соответствует весу +), 5-25% (средняя, соответствует весу 0), более 25% (малая, соответствует весу ).
21 Вес "коллективной травмы" определен в ++ (если она связана с ныне живущими поколениями) и + (если нет).
22 Здесь точнее было бы определить переменную как "наличие внешнего провоцирующего актора, поддерживающего одну из сторон против другой до начала эскалации конфликта".
23 Индикатор — принятие каких-либо законодательных актов под давлением такого средства, как коллективные акции (митинги, шествия, пикетирования и т. д.).
24 Знак (++) соответствует значению "выраженная этнизация", то есть наличию фактически мононациональных милиций и военизированных групп, знак (+) соответствует наличию только этнически непропорционального представительства в милиции, но отсутствию противостоящей ей иноэтнической милиции или военизированных групп.
25 Переменная "соразмерность ресурсов" получила диаметрально противоположные оценки: как проконфликтная и как сдерживающая конфликт. Индикаторы соразмерности: (а) разница в численности не более 20%, (б) близкие оценки по уровню "этнической сплоченности", (в) наличие доступа обеих групп к силовым институтам. Мы склонны считать соразмерность ресурсов фактором, сдерживающим конфликтную эскалацию.
26 Добровольные ассоциации, где могут обсуждаться и приниматься решения, неформально обязательные для представителей обеих групп. Наличие таких объединений — фактор, снижающий вероятность конфликта. В данном случае ( ) определен только в связи с наличием общих для представителей разных этнических групп духовных управлений мусульман.
27 Оформленные как законодательные акты или декларации органами власти республик (++) или местными органами власти (+).
28 Консолидированность элит определена как отсутствие смены правящей группировки в рамках конфликтной ситуации.
29 Только в Ингушетии (тогда — в Чечено-Ингушетии).
30 Переменная определяется как "наличие момента в развитии конфликтной ситуации, когда достижение какого-либо фактического положения, в том числе с использованием насильственных методов, имело шансы быть затем легитимированным". Проще говоря, "уровень надежд на легитимацию результатов эскалации насилия".
31 Причем 19 баллов этот конфликт "накопил" в фазе позиционирования-в-конфликте! Другими словами, конфликт в Южной Осетии скорее импортирован извне самой ситуации осетино-грузинского повседневного мира: он не является "этническим" и развивался по модели "сверху-вниз" — с уровня властных институтов и стратегий на уровень повседневности и рутинных жизненных планов.
32 Последнюю строку таблицы можно прокомментировать следующим образом: если бы в КЧР в 1990–1991 гг. присутствовала "казачья милиция" (по типу приднестровской) в полосе смешанного казаче-карачаевского расселения и если смещение Хубиева с помощью усилий "черкесского блока" удалось бы в этот же период, вероятность насильственной эскалации конфликта подошла бы к критическому уровню, сопоставимому с осетино-ингушским или юго-осетинским случаями.
33 Пояс станиц Преградная, Сторожевая, Зеленчукская, Кардоникская, Красногорская и Усть-Джегута.