Русская национальная школа во многом впитала в себя идеи А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина. Образовательная модель выстраивалась на фундаменте философии образования, который находится в тесном взаимодействии с философией человека, в этом смысле философия человека - философия образования.
Проблема человека всегда была центральной проблемой в русской культуре, ее характерной особенностью является антропоцентризм. Русская культура уходит от европоцентризма. Человек для нее образ и подобие божие, малая вселенная, безграничная и заключающая в себе все, всю полноту земного и небесного бытия. Космизм человека подчеркивает его бесконечность и неисчерпаемость. Человек есть самоцель и не может рассматриваться как средство для решения любых, выведенных за рамки его личности задач.
Осознание саморазвития возможно только для человека свободного, и школа должна учить свободе. Без свободы невозможно творчество, без творчества - бытие. Идеалом образования должна стать триада: Истина - Добро - Красота.
Личность, воспитанная в духе русской культуры, ощущает свое духовно-телесное единство, она способна оставаться сама с собой в жизни. Здесь "общеобязанность" заключается лишь в том, чтобы каждый поступал неповторимо индивидуально, т.е. всегда имел перед собой живого человека, а не отвлеченное добро.
Русская гуманистически ориентированная мысль выступает философской основой педагогической установки на человека как на цель и субъект образовательного процесса. В соответствии с выделенными аксеологическими основаниями русской цивилизации можно высказать суждения о трех принципах образования. Первый - принцип индивидуальности - состоит в том, чтобы в ученике, учителе, учебном материале была сохранена индивидуальность как драгоценнейший дар в человеке и его творчестве. В.В.Розанов утверждает: "Не стряхайте с цветов махровости: сведите к минимуму учебную переработку памятников, доведите до максимума их непосредственное изучение...; не оставляйте никакого изучения ранее, чем после труда не почувствуете наконец и наслаждения, а с ним привязанности, интереса к изучаемому; вместо того, чтобы запомнить календарно краткие сведения о всех важных лицах и событиях в истории - без образа и смысла, узнайте теперь четверть этих лиц и событий в живых образах и с каким-нибудь смыслом" [11]. Второй принцип, целостности, состоит в том, что система образования должна формировать целостную личность, которая бы росла на своей истории и культуре. Третий принцип, культуросообразности, русского образования, которое является историко-культурным феноменом. Если человек обладает качествами творца, то системе образования необходимо перестать быть "жерновами", переламывающими природу человека. Тем самым будут созданы благоприятные условия для реализации качеств творца в процессе обучения.
Потенциал русской культуры связан с ценностями национальной жизни, доминирующей системой знания, менталитетом народа, его традициями. Кроме того, образование - следствие организации культуры, определяющей взаимодействие различных уровней интерпретации действительности. Благодаря взаимодействию образования и ценностей русской культуры, происходит зарождение и формирование определенной целостности восприятия жизни личности в сообществе. В конце ХХв. мы стали осознавать необходимость основательного изучения собственной истории и культуры. История учит: у русских были и есть собственные ценности образования.
К сожалению, образование и культура в современном мире далеко разошлись между собой, что свидетельствует о глубоких переменах в обществе. Суть этих перемен - в возникновении массового общества и массовой культуры, создаваемой средствами массовой информации. С попыткой возродить, реанимировать культурную функцию образования связаны все дискуссии о его гуманитаризации и гуманизации.
Но существует еще один круг проблем, он возникает в ситуации плюрализма, множественности культур, ставящей перед познающим субъектом вопрос, кто он сам по культуре, где проходит граница взаимодействия культуры и образования? Если культур много, то знание о культуре и существование образовательного поля могут не совпадать. Можно согласиться с В.М.Межуевым, что задача современного культурного образования - не только в том, чтобы обогатить человека разнообразными сведениями о культурах, но и помочь ему обрести себя в культуре, сформировать свой собственный культурный облик и образ [12].
Список литературы
ВыжлецовГ.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. С.64, 65.
РиккертГ. Философия истории. М., 1991. С.68.
ФранкС.Э. Этика нигилизма. М., 1981. С.177.
МахлаевА.В. О русском национальном характере // Соц.-полит. журнал. 1994. 4. С.244.
ЗотовА.Ф. Культура, общество, образование / Культура, культурология и образование (материалы "круглого стола")//Вопр. философии. 1997. 2. С.29.
ТойнбиА.Дж. Византийское наследие России // Alma mater. 1996. 2. С.33.
БулгаковС.Н. Философский смысл троичности//Из истории гуманистической мысли. Хрестоматия/Под ред. А.Г.Придчина. М., 1993. С.247.
БелозерцевЕ.П. Русское образование: уроки истории, идеи и принципы//Alma mater. 1994. 5-6. С.15.
СмирновС.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. С.20, 26.
Высшее образование в России: Очерк истории до 1917г./Под ред. В.Г.Кинелева. М., 1995. С.70.
РозановВ.В. Сумерки просвещения. М., 1995. С.91-101.
МежуевВ.М. Культурология как наука//Вопр. философии. 1997. 2. С.11.