Смекни!
smekni.com

Жизнь во внешнем мире (стр. 19 из 22)

(УОР=const)

Уровень

общественного революция реакция революция реакция

развития
время

угнетение бунт угнетение

Но если революции с последующим за ней террором в “стабильном” обществе приводят к расшатыванию уровня общественного развития, то бунт может играть обратную – стабилизирующую функцию. При достаточно длительных промежутках времени, когда уровень общественного развития уже повысился (если, конечно, исходить из предпосылок, что человечество развивается, а не деградирует), а социальные отношения продолжают оставаться на прежнем уровне, тогда бунт низших слоев общества будет вести к стабилизации УОР в целом.


(УОР¹const)

время

бунт

Уровень социализм

общественного бунт капитализм

развития бунт феодализм

рабовладение

Нигилизм, в данном контексте, можно рассматривать как индикатор угнетения населения – чем больше угнетено население, тем большее количество нигилистически настроенных индивидов. И существует большая вероятность бунта. Причем при насильственном “запирании” УОР, увеличивается количество населения с пониженным УОР, а, следовательно, увеличивается вероятность перерастания бунта в революцию. При смене векового уклада жизни бунт может проявляться даже более ярко, чем революция. Таково падение Рима; таково падение Бастилии. Таким бунтом когда-нибудь, возможно будет и социалистическая революция, не та, что была в России 1917 году, а та, к которой постепенно идет вся северная Европа (куда шла и Россия с династией Романовых до 1917 года).

С пусть и постепенным, но все же увеличением уровня общественного развития (УОР), не только у человечества в целом, но и у каждого индивида появляется все больший шанс, надежда на успех. Для многих эта надежда слишком мала, что бы о ней вообще стоило говорить – но выбирать не приходиться!! Шансы каждого индивида в отдельности мизерны в еще большей степени, а потому разумней стоять плечо к плечу с такими же бунтарями, как ты сам. Но не менее важно, как показывает история революций – становясь в отряд бунтарей – сохранять при этом свою индивидуальность. Поскольку именно индивидуальность самое ценное, что есть у каждого человека. Самое ценное, как для самого индивида, так и для всей популяции людей в целом! Сохранять свою индивидуальность в большой популяции, тем более в популяции подобных, очень трудно. Но пассивно ждать своего конца глупо, а потому для продвижения вперед просто необходимы конструктивные отношения. Тем более что в процессе своей эволюции человек уже многого достиг и освободился от множества проблем. Вспоминая слова великого бунтаря Ф.Ницше, хочется спросить вслед за ним: “Какое дело мне от чего ты освободился, скажи лучше мне – для чего ты освободился?!”.

При всех разновидностях продолжения своего жизненного пути, традиционно принято разделять данный выбор относительно категорий “высокого” и “низкого”. Данные категории принципиально отличаются от понятий о добре и зле, от понятий разумного и не разумного. Если понятия добра и зла скорее относятся к принципу разумности, то понятия высокого и низменного скорее сравнимы с понятиями эволюции и инволюции. Категория “высокого”, как мы попробуем доказать ниже, сонаправлена конструктивизму, или по доказательству З.Фрейда – либидо. Тогда как понятие “низкого” – сонаправлена процессу деструкции – мортидо. Конструктивные отношения – построение конструкции – движение вверх. Деструктивные отношения – ограничение, замкнутость, разрушение – движение вниз. Действительно, самым высоким чувством во Вселенной является чувство любви. Любви в самом широком смысле: любовь к родине, к жизни, к любимому человеку, к ребенку, к матери, к друзьям и т.д. Любовь всегда создает, а потому возвышает любого и каждого из нас. В России впервые на это обстоятельство обратил внимание В.В.Розанов, говоривший о великой конструктивной силе любви. Данное высказывание породило очень бурную дискуссию в культурной среде периода “серебряного века”. Мнению Розанова, так или иначе выражавшему идеи Фрейда, Соловьев и его сподвижники противопоставляли христианское понимание – этику в проявление любви. Но интересно в этом споре то, что любовь, как великое конструктивное начало, принималось всеми участниками в качестве краеугольного камня. Библия, как и Талмуд, Коран – величайшие эпосы человеческой цивилизации – основаны так же на любви к человеку, а потому, устремлены вверх, в будущее и сами являются высочайшим примером конструктивизма.

Понятия высокого и низкого, принципиально отличаясь от идей добра и зла, разумного и не разумного, ни в коем случае, не противопоставляются им. Более того, расцвет самых высоких проявлений конструктивных начал (в том числе и любви) происходит тогда, когда они согласуются с разумом. Ум человека, разум его, все научные поиски (наука – есть поиск и отслеживание каких-либо закономерностей) – могут быть направлены в двух направлениях, отражающих суть любой жизнедеятельности:

На сохранение своей индивидуальности (снижение негативных влияний окружающей среды и избытков продуктов своей жизнедеятельности) - мортидо.

На построение и расширение конструктивных связей с окружающим миром (повышение позитивных влияний окружающей среды) - либидо.

Первое направление, связанное с напряжениями инстинкта самосохранения (мортидо) – всегда деструктивно. Деструктивно вследствие снижения, ограничения взаимодействия с окружающей средой по тем или иным направлениям. И являясь полезным результатом (достигая полезного результата), все равно всегда будет низким, низменным – в философском понимании, поскольку не смог найти компромисса, не привел к усилению конструкции, конструктивности – повышению запасов “структурной энергии”. Второе направление всегда конструктивно, поскольку направлено на увеличение взаимодействия с выбранными объектами своего окружения. А потому, всегда будет высоким в глазах философа, в глазах Разума, поскольку будет вести к гармоничному (разумному) развитию мира. Поэтому, если мортидо сообразно полезному результату может реализовываться на телесном и душевном уровне, то никогда не достигнет уровня духовного. И только либидо – любовь – способна достигать самых высоких вершин разумного благоустройства, гармонии.

Если деструкция связана с ограничением (вплоть до закрытия), преодолением (вплоть до разрушения, уничтожения контактируемого объекта) - индивидуализацией. То конструкция всегда направлена на более тесное, более полное взаимодействие (вплоть до поглощения объекта внутрь) – коллективизацией. Говорить, что деструкция плохо – зло, а конструкция – это добро, вряд ли правомерно. Каждой индивидуальности, в силу своей полуоткрытости, селективности – одинаково важны оба процесса. Оба процесса не могут быть оценены сами по себе как добро или зло, как разумное или не разумное.

Если, мы вынуждены спасать свою цивилизацию от внешней или внутренней угрозы (мортидо), значит мы на этот момент времени еще не знаем как обходиться с тем или иным явлением, не знаем в полной мере, что представляет из себя это явление и какими свойствами оно обладает – значит мы еще не достаточно Разумны для этого уровня развития и пока временно вынуждены ограничивать свой внутренний мир от неразумного взаимодействия с новым, не познанным пока еще явлением, чтобы это не изученное до конца явление не уничтожило нас. Но это не означает того, что мы никогда не сможем этого постичь (что это абсолютно закрытая система), ни того, что нам необходимо не раздумывая (не разумно) взаимодействовать со всем подряд – всегда и со всяко возможными объектами (что это абсолютно открытая система) – это нарушает принцип селективности, принцип Разумности. По мере изучения этого явления – всегда найдется и конструктивные, разумные, высоко духовные способы взаимодействия с этим же явлением.