Смекни!
smekni.com

Холистическая теория сознания Д.Деннета (стр. 2 из 3)

Деннет проводит четкое различие между состояниями, зависящими от языка, созданными при помощи языка – мнениями, и состояниями, не зависящими от языка – верами[6]. Животные, не имеющие языка, могут иметь веры, но не мнения. Люди могут иметь и то, и другое. Мнения как ментальные явления подобного рода не являются когнитивными состояниями, которые можно иметь без языка. “Мнениям” нельзя приписать так называемое объективное содержание, поскольку наши когнитивные структуры неизбежно заражаются языковыми издержками. Инфицированные языком состояния более доступны для исследования сознания, чем любые прокламируемые “подлинные состояния сознания”.

До сих пор речь шла об общих установках в утверждении новой программы исследования сознания. Но без конкретных моделей сознания такие общие установки не имеют практически никакого интереса. Деннет предложил так называемую многопроектную (multiple drafts) модель сознания. Наилучший способ понять эту модель – это попытаться сравнить ее с традиционной моделью, которую Деннет называет картезианским театром.

С традиционной точки зрения, вся полученная информация хранится до того момента, пока весь сырой материал, полученный через сенсорные каналы, не будет усвоен соответствующим образом и не послан в центральный орган управления. Вся сенсорная информация сводится в одну точку мозга, из которой генерируется весь поток сознания. Пока каждый бит информации не будет обработан, он не может войти в сознание и быть принят во внимание. Ментальные акты скрыты в самых глубинах мозга, предельно далеко от “входов” и “выходов”. В многопроектной модели это единое цельное данное разбито, разбросано в церебральном пространстве и реальном времени; решаемые сознанием задачи фрагментированы и распределены по множеству рассредоточенных моментов обработки микроданных. Нет единой точки, куда сводятся все данные сознания. Поток сознания представляет собой множество параллельных потоков конфликтующих и непрерывно пересматриваемых фрагментов содержания (проектов, значений, нарративов), ни один из которых не является абсолютно истинной версией.

Многопроектная модель избегает постулирования окончательного канонического нарратива. Независимые “демоны” соперничают друг с другом, но никто при этом не главенствует. Когда, например, различные участки мозга реагируют на различные визуальные стимулы (форма, цвет, движение, распознавание), не существует такого места, где все реакции сходятся, нет линии, отделяющей окончание предсознательных процессов и начало сознательных процессов. Согласно многопроектной модели многие традиционные философские предположения о феноменологии восприятия оказываются просто неверными, несмотря на их кажущуюся очевидность.

Одним из достоинств модели Деннета является объяснение того, что если мозг делает однажды какое-то различение, то из этого не следует с необходимостью, что такое событие должно произойти снова. Мозг приноравливается, примеряется к уже сделанному заключению, делая новую интерпретацию доступной для контроля последующего поведения, и для этого необходимо только включить ссылку на прошлое в новую информацию. Нет смысла спрашивать, когда и где зрительная и слуховая информации соединяются, чтобы создать наш образ какого-либо объекта; дело в том, что информация, поступающая в нервную систему, с самого начала редактируется сознанием. Мы не испытываем непосредственно то, что происходит в нашей сетчатке глаза, ушах, с кожей и т.п., и то, что мы действительно ощущаем, есть продукт подобного редактирования.

Следует отметить, что большинство исследователей, в отличие от Деннета, не согласны с тем, что идея единого потока сознания ошибочна. Например, некоторые исследователи полагают, что поскольку мы можем иметь параллельно распределенные и фрагментированные следы входов, они могут быть сопровождаемы некоторым сортом метаследов, которые соответствуют нашему сознательному нарративу. То обстоятельство, что сенсомоторные сигналы не сходятся в одном месте мозга, не исключает вероятности, что существует несколько “минитеатров”, где сигналы объединяются и становятся доступны сознанию. Пол М.Черчланд в своей модели сознания предполагает существование “бутылочного горлышка” для информации, где входящие данные “сливаются” вместе. Однако это не есть картезианский театр, которого избегает Деннет, а лишь своего рода координационный и распределяющий центр в мозге[7].

Модель также позволяет отделаться от некоторых фундаментальных трудностей, с которыми сталкивается экспериментальная психология, например, проблема “обратного спектра”. В более общем виде многопроектная модель делает в значительной степени ненужной всю тяжелую проблематику, связанную с концепцией качества как некоторого реального ментального события. К сожалению, размеры данной статьи не позволяют развернуть это чрезвычайно важное положение.

Качества (qualia) играют важнейшую роль в теориях сознания, начиная с Декарта. Вообще говоря, это интроспективно доступные феноменальные аспекты нашей ментальной жизни, субъективные впечатления от чувственных восприятий. Для Декарта это было одним из основных понятий, поскольку как раз потому, что мы можем узреть свои сомнения, мысли, чувства, мы можем убедиться в собственном существовании. Но если для Декарта очевидно, что мы можем иметь доступ к своим собственным мыслям, то с точки зрения Деннета прямой доступ подобного рода является понятием сомнительным.

Это весьма сложный и дискуссионный вопрос. Один из основных оппонентов Деннета в области теории сознания Т.Нагель считает, что реальность выходит за пределы качеств; например, человеческие существа не воспринимают ультразвук и, следовательно, они не могут понять, что значит быть летучей мышью. Ряд проблем, связанных с понятием качества, поднят Нагелем в широко известной статье “Что значит быть летучей мышью?”[8].

Основное утверждение Нагеля состоит в том, что никакое количество знания третьего лица не позволяет нам понять, какого рода ощущения может иметь летучая мышь. Он дает следующий пример: поскольку локатор мыши явно является формой восприятия реальности этой мышью, восприятия, которое не похоже ни на любое человеческое восприятие, поэтому нет никаких причин для предположения, что мы можем субъективно вообразить то, как летучая мышь воспринимает мир. Другими словами, мы просто не можем преодолеть пробел, перекинуть мост от объективного к субъективному.

Это возвращает нас к скептическому дуализму Канта: априорные формы рассудка формируют наше восприятие мира, законы природы субъективны, “вещь в себе” непознаваема. Тем не менее, многие считают, что ответ на скептицизм Деннета слишком радикален, и что в отрицании качеств он зашел слишком далеко. Дело в том, что качества (в техническом смысле термина, который вошел в моду с постмодернистской философией) являются личными, субъективными и невыразимыми данными человеческого опыта. Именно на эти аспекты в понимании качеств нападает Деннет с физикалистских и бихевиористских позиций, полагая, что в конечном счете то, что называется качествами, в принципе сводимо к молекулярному и атомному уровню объяснения, а любое проявление качества оформлено лингвистически.

Действительно, подход Деннета подвержен ряду серьезных возражений, в частности, многие философы полагают, что мы живем в сфере качеств, а не в сфере кварков или молекул. В дополнение к этому, ряд исследователей полагает, что существует подлинный “объяснительный пробел”, который человек не может преодолеть для понимания того, как физическая структура нейронов и химических взаимодействий производит ощущения, которые он испытывает. Это чисто эпистемологическое затруднение усиливается еще более важным ограничением, согласно которому людям принципиально в познавательном отношении недоступна структура их собственных умов. Например, К.Макгин утверждает, что “в то время как свойства сознания могут быть объяснены свойствами мозга, наш разум может быть концептуально закрыт для этих свойств”. Мы можем быть неспособны концептуализировать их точно так же, как животные не могут концептуализировать свойства математических понятий[9].

В ответ Деннет утверждает, что для него приоритет в подобного рода исследованиях состоит во внимании к деталям самой когнитивной науки, в отношении которых он и ставит философские вопросы. Ставка на естествознание позволяет ему запускать в оборот широчайший арсенал аргументов. По мнению Деннета эти аргументы не просто добавляют новый виток в философских дебатах, но несут в себе некоторую надежду смещения акцентов в отношении тех традиционных интуиций, с которых философам всегда приходится начинать свои исследования. Например, эта точка зрения дает преимущества увидеть важность эволюционных моделей и, попутно, перспективы когнитивной науки как технологии “обратной сборки” (reversе engineering), которые идут уже долгий путь к преодолению консервативной установки чистой философии. Идея, что ум может быть хитроумным изобретением – большой шаг вперед от традиционной картезианской доктрины.