Смекни!
smekni.com

Философия. Проблемно - тематический курс (стр. 5 из 10)

В современной немарксистской философии выдвигаются раз­личные доводы в защиту невозможности познания тех или иных явлений и сторон действительности. Натуралистические доводы ссылаются на специфику органов чувств человека, сводятся к утверждению невозможности преодолеть ограниченность и гео­центричность условий познания.

Основная проблема, с которой столкнулся агностицизм, зак­лючается в том, что предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Однако логика агностицизма на каждом шагу опровергается раз­витием науки, познания.

Сегодня ряд тенденций современной философии склоняется на позиции агностицизма в вопросе о познаваемости сущности мира. а в особенности человека и общества. Диапазон таких доктрин довольно широк - от неопозитивизма до феноменологии, экзис­тенционализм, прагматизма и др.

Догматизм - антиисторический, недиалектический схемати­чески - окостеневший тип мышления, при котором анализ и оцен­ка теоретических и практических проблем и положений произво­диться без учета конкретной реальности условий места и време­ни.

Гносеологическая основа догматизма - одностороннее отно­шение к истине, признание в ней абсолютного момента при од­новременном игнорировании ее относительности. Психологический догматизм покоится на слепой приверженности к однажды вырабо­танным приемам и способам познания и деятельности.

11. Проблема истины в философской науке. Что есть истина?

В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере, следующие концепции истин. Все они имеют как

позитивные, так и негативные стороны:

1. Классическая теория истин. Истина - это правильное от­ражение предмета, процесса в индивидуальном познании.

2. Когерентная концепция рассматривает истину как соот­ветствие одних знаний другим.

3. Прагматическая концепция. Эта концепция, распростра­ненная в особенности в Америке, говорит, что истиной считает­ся то что полезно для человека.

4. Конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство.

5. Экзистнециалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с од­ной стороны, а с другой человек сам волен выбирать каким спо­собом и чем можно познать этот мир.

6. Неотомистическая концепция. Говорит о том, что истина - это божее откровение.

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъек­том, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания; объективное со­держание чувственного эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалекти­ке ее развития.

В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов ( Пла­тон, Августин), или как согласие мышления с самим собой ( те­ория когеренции ), с его априорными формами (Кант). По Геге­лю, истина есть диалектический процесс развития знания, в ко­тором достигается соответствие понятия предмету мысли.

Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эм­пиризма состоит в понимании истинности как соответствии мыш­ления ощущениям субъекта или как соответствия идей стремлени­ям личности к достижению успеха (прагматизм), либо, как наи­более простой взаимосогласованности ощущений.

Общая черта различных концепций истины в современной за­падной философии - отрицание объективности содержания знания. Признание объективности истины принципиально отличает марк­систскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трак­товок и различных форм релятивизма.

На каждом историческом этапе человечество располагает от­носительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, со­держащим заблуждения знанием. Признание относительности исти­ны связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его познания.

Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины: оно обладает объективно истинным содержанием, являет­ся необходимым этапом развития человеческого познания, своим

объективным содержанием включается в последующие этапы позна­ния.

Абсолютная истина - такое знание, которое полностью ис­черпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности истины, что предпо­лагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с уче­том реальных условий, конкретной обстановки.

Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике.

Процесс достижения истины, в особенности в социально-гу­манитарном познании, предполагает сопоставление и соревнова­ние идей, научных дискуссий, критику и преодоление реалисти­ческих форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических форм отражения социаль­ной реальности, выяснение социально-практических и мировозз­ренческих предпосылок теоретических построений.

12. Проблема смысла жизни человека.

От всех живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он - постоянно не реализуемое адекватное существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, "сама жизнь оказывается лишь средством к жизни". Такая неудовлетво­ренность, нереализуемость содержат в себе побудительные при­чины творческой деятельности, не заключенные непосредственных ее мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача каж­дого человека - всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры.

В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, ко­торые она реализует через общество, но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реа­лизуют, однако, в исторически неоднозначных формах. Совпаде­ние, единство личного и общественного, вернее, мера этого единства, неодинаковая разных этапах истории и в разных об­щественно-экономических формациях, и определяет ценность че­ловеческой жизни.

Л. Н. Толстой видел смысл не в том, чтобы жить, зная, "что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки

писать. Это было для меня отвратительно..." - писал он. Приз­нать бессмыслицу жизни Толстой не мог, как не мог видеть ее смысл только в личном благе, когда "живет и действует человек только для того, чтобы благо было ему одному, чтобы все люди и даже существа жили и действовали только для того, чтобы ему одному было хорошо..."Жить так, не заботясь об общем благе, по Толстому, может лишь "животная личность", не подчиняющаяся велению разума.

Идеи Толстого и сегодня актуальны, они оказывают огромное влияние на нравственный мир человека, не то, как он решает для себя вопросы смерти и бессмертия. Не случайно столь часто к ним обращаются в наши дни представители разных философских систем и направлений, включая материалистические.

Реальный философский гуманизм дает такой идеал, определя­ющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих, социальных параметрах. Этот идеал утверж­дает вместе с тем диалектическую взаимосвязь природно-биоло­гического и социального, конечного и бесконечного, смерти и бессмертия человека, получающего свои завершенные формы в том, что единство соответствует его сущности в материальной и духовной культуре человека. Именно на этом в конечном счете и основывается регулирующая роль нравственности как в индивиду­альной жизни человека, так и в его отношении к смерти. И это позволяет утверждать, что лишь в бессмертии разума и гуман­ности человека - бессмертие человечества. Таково глобальное предназначение человека и человечества, их ответственность за сохранение жизни и разума на нашей планете, без чего невоз­можно преодолеть все угрозы, исходящие от неразумности и ан­тигуманизма.

13. Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности.

В жизни каждого нормального человека рано или поздно нас­тупает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное сущест­во, которое осознает свою смертность и может делать ее пред­метом своего размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает са­мые глубины его внутреннего мира.

В философии существует по крайней мере 3 взгляда на проб­лему жизни и смерти.

1. Религиозная концепция. Существовало много направлений, разновидностей этой концепции. Но красной нитью в них прохо­дило то, что жизнь человека на земле - это временное приста­нище. Оно существует для того, чтобы человек готовил себя к той жизни.

2. Смысл пессимистической концепции заключается в том, что если бог умер, то понятия жизни и смерти становятся бесс­мысленными. Такой концепции придерживались А. Шоппенгауэр и

Ф. Ницше.

3. Оптимистическая концепция. Нормальный человек никогда не будет относиться к смерти оптимистично, поэтому, по-моему, эту концепцию следовало бы назвать реалистической. Человек понимает трагедию ухода из жизни, но в то же время понимает, что это неизбежно.

Сейчас многие ученые ставят вопрос о том, чтобы биология, наука о жизни, была дополнена новыми представлениями о биоло­гии смерти. Здесь возникает множество нравственно-гуманисти­ческих дилемм, выходящих за рамки традиционных воззрений. С особой остротой обсуждается "право на смерть" в дискуссиях, где сталкиваются две противоположные позиции, признающие, с одной стороны, неограниченность свободы личности в решении этих вопросов, а с другой - ее полную подчиненность общест­венным и государственным интересам (концепция ПАТЕРНАЛИЗМА).