Однако "ахиллесова пята" этой позиции заключается не только во внутренней несогласованности элементов предлагаемого критерия, но и в ее нацеленности на анализ антогонистической формы общественного прогресса.
Четвертая группа авторов, справедливо считая, что человеческое общество - это прежде всего развивающееся сообщество людей, выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека.
Важнейшим аргументом в пользу такого критерия общественного прогресса является то, что говорит о поступательном развитие человечества, не говоря о прогрессе человека, людей, составляющих это человечество, - нелепо. Бесспорно и то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о развитии людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков.
Отмечая несомненно достоинства такого подхода, позволяющего измерять общественный прогресс поступательным развитием самих субъектов исторического творчества - людей, нельзя не отметить ряд сложностей, возникающих при практическом использовании данного критерия в качестве общесоциологического.
16. Проблема личности в обществе и в истории.
Усиление внимания к проблеме личности явилось и следствием бурного развития психологической науки, в частности социальной психологии, открывшей закономерности социального поведения человека.
Проблема личности в марксистско-ленинской теории является составной частью более общей проблемы. Марксизм впервые раскрыл социальную сущность человека, который предстал целостным существом в единстве его темной, психической и социальной сторон при определяющем влиянии на все стороны человеческой жизнедеятельности его социальной сущности. Движение от характеристики личности как выражение социально значимых свойств к ее анализу как меры социальности есть движение от сущности "первого порядка" к более глубокой и скрытой от непосредственного наблюдения сущности. Только совокупность этих трех моментов дает достаточно точное определение "личность".
Научная теория личности позволяет объяснить не только родовое понятие "человек", но и единичное - "индивидуальность"
Личность есть общее, социально-классовое в индивиде, характеристика социально-типических черт.
Сами люди - это живые личности. Они формируются общественными отношениями, присваивая их как свою социальную сущность.
17. Проблема эстетического освоения человеком мира. Что такое искусство?
История эстетики насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и круг изучаемых ее вопросов, сам предмет и задачи. Предметом эстетики на современном этапе истории является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества.
Эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценки и освоения. Это философская наука о наиболее общих признаках эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.
Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства - таковы основные вопросы эстетики. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.
В своих выводах эстетика опирается на художественную практику и на ее осмысление в истории, теории искусства и критике. Для нее важны конкретно-всеобщие положения, т. е. не пустые абстракции, а обобщения, вбирающие в себя опыт мирового искусства.
В центре внимания эстетики - искусство в его эстетическом отношении к действительности. Она осмысляет наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии и декоративном искусстве, исследует происходящее, природу, законы социального бытия, функционирование, развитие, восприятие и понимание искусства.
Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом.
Функции искусства.
1.Общественно-преобразующая функция. (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно - преобразующее воздействие искусства на деятельность. Искусство - действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника.
2. Познавательно-эвристическая функция, (искусство как знание и просвещение. Оно является средством просвещения (пе-
редача опыта, фактов), образования (передача опыта, навыков
мышления, обобщения, системы взглядов на факты) и людей. Поз-
навательная информация, содержащаяся в искусстве огромно. Она
наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством
познания мира, и способом самопознания личности.
3. Функция предвосхищения ("кассандровское начало", или искусство как предсказание).
4. Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение). Искусство - художественная коммуникация, и
его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории
эстетики. На коммуникативном плане основывается его современное вселиютическое рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта.
5 Воспитательная функция. ( Искусство как катарсис; формирование целостной личности).Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика - политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.
6. Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику.
7. Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция - ничем не заменимая специфическая способность искусства.
- формировать эстетический вкусы, способности и потребности человека и тем самым ориентировать ценностно его в мире.
- пробуждать творческий дух, творческое начало личности.
8. Геданестическая функция (искусство как наслаждение). Во-первых, это - свободное владение художником сложным и мно-
гообразным жизненным материалом. Во-вторых, это обязательная
соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с
человечеством - выявление их эстетической ценности. В -
третьих, это гармония формы и содержания. В-четверных, это
упорядоченный художественный мир, построенная реальность по
законам красоты. В-пятых, это радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой аспект художественного творчества.
Эстетические категории - это не только более обобщенное понятие, охватывающее собой более широкий круг жизненных явлений и их эстетических свойств, но и превращенная форма эстетических противоречий, предшествующее звено между несопоставимыми сторонами общечеловечески значимых противоречий.
Современная система эстетических категорий включает в себя следующие основные типы:
1. Метакатегория (эстетическое).
2. Категория эстетической деятельности - аппарат анализа эстетического освоения мира.
3. Категории эстетических свойств и отношения искусства к действительности - аппарат анализа эстетического богатства действительности и искусства.
Секрет красоты - секрет жизни. Тайна красоты тревожит человечество на протяжении веков. Множество суждений о ней было высказано в истории.
Все многообразие теоретических концепций прекрасного можно свести к пяти парадигмам.
Первая парадигма. Прекрасное есть печать или воплощение бога в конкретных вещах и явлениях.
Вторая парадигма. Действительность эстетически нейтральна, источник ее красоты в душе индивида. Красота - результат интернационального восприятия предмета субъектом.
Третья парадигма. Прекрасное - результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, с его идеалами и представлениями о прекрасной жизни.
Четвертая парадигма. Прекрасное - естественное свойство явлений природы, такое же, как вес, цвет, форма, и т. п.
Пятая парадигма. Прекрасное есть объективные явления с их естественными качествами, втянутые общественным производством в сферу интересов человека и обретающие положительную ценность для человечества как рода, очеловечивание трудом и ставшие сферой свободы, т. е. сферой владения человеком действительностью.
18. Проблема происхождения, сущности и функции религии.
Религию, как и любое социальное явление, нельзя объяснить из естественной природы человека, ибо социальное никогда не сводимо к биологическому и не может быть объяснено биологическими законами.
С возникновением условий для сознательного управления общественным развитием подрываются социальные корни религии. Для его развития необходимо строго научное объективное знание законов развития природы и общества. Следует подчеркнуть, научное понимание сущности религии требует не только признания ее социальной природы, но и материалистического объяснения общества.