Смекни!
smekni.com

Философия. Проблемно - тематический курс (стр. 9 из 10)

Прогресс нравственный - восходящее развитие морали от ме­нее совершенных исторических состояний к более совершенным. Однако нравственный прогресс является ни автоматическим, ни линейным. Он зависит не от уровня производительных сил, а от уровня развития и свободы личности.

Моральные нормы - это элементы нравственного сознания, складывающиеся в нем в определенную систему взаимозависимости и соподчинения.

Совокупность норм, принципов, даже взятая в их целостнос­ти, определяемой иерархии, дает нам статичный " срез " пост­роения нравственного сознания.

Мотивация же - система определенным образом взаимосвязан­ных, мировоззренчески соподчиненных мотивов, означающих пред­почтение тех или иных ценностей, целей в моральном выборе ин­дивида, сознательное определение им линии своего поведения. Моральная оценка позволяет определять целостное значение пос-

тупка, поведение личности, их соответствие определенным нор­мам, принципам, идеалом. Она содержит осуждение или одобре­ние, выражает чувства признательности, восхищения или непри­язни, негодования.

Самооценка - это самостоятельное, " на свой страх и риск" определение ценности своего поведения, своих мотивов и пос-

тупков. Она тесно связана с чувством совести и долга, и выс­тупает как важный инструмент самоконтроля.

Долг - ода из основных категорий этики; превращение тре­бования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулиро­ванную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Долг - это отношение личности к обществу. Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Совесть - выражающая нерасторжимую связь морали и челове­ческой личности, характеризующая способность личности осу­ществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулиро­вать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков, одно из выражений нравственного самосознания личности.

21. Проблема морального выбора личности.

"Направо пойдешь - голову потеряешь, налево - счастливым будешь" - читает витязь на камне у пересечения трех дорог и принимает решение. Это одна из древнейших моделей морального выбора. Любого человека на дороге жизни ждет множество перек­рестков, требующих нравственного самоопределения.

Необходимость выбора, бремя и счастье выбора - неотъемле­мое свойство нравственной деятельности.

Моральный выбор - определенный вид целесообразной дея­тельности человека. Выбор любого действия - операции возможен в том случае, если существуют несколько вариантов последнего.

Субъектом морального выбора может быть:

- индивид, выбирающий определенный поступок, коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов;

- класс, стремящийся изменить или сохранить социально-по­литическую систему;

- общество в целом, решающее вопрос о перспективах своего развития.

При этом индивидуальный моральный выбор воплощает в себе существенные черты выбора группы, класса и всего общест­ва.

Диапазон объективных возможностей поступка и субъективной способности личности выбирать - необходимое условие свободы морального выбора. Если нет возможности сравнить и предпо-

честь варианты поведения, сознательно определить позицию и

воплотить ее в действие, субъект лишен такой свободы.

Социальная обусловленность морального выбора выражается прежде всего в характере объективных возможностей поступать так или иначе, ибо человек может выбирать " всегда только между определенными вещами, входящими в круг его жизни".

Историческое развитие общества определяет расширение диа­пазона морального выбора. Социальная детерминированность нравственной деятельности выражается в обусловленности нап­равленности, возможностей и средств выбора.

Свобода морального выбора личности характеризуется "поз­нанием необходимости" прежде всего в ее моральном содержании: это способность принимать решение в соответствии с нравствен­ной необходимостью, с существующими в обществе систем мораль­ных норм и ценностей, отражающимися в сознании человека в ви­де цели, которую он должен реализовать в поступке.

Моральный фатализм - воззрение на историю и жизнь челове­ка как на нечто заранее предопределенное богом, судьбой или объективным законом развития и вытекающее отсюда представле­ние о невозможности изменить их никакими человеческими усили­ями. Фатализм абсолютизирует факт объективной обусловленности человеческого поведения в действительности, исторические за­коны, определяя общий ход развития общества, тем не менее ос­тавляют место для морального выбора, поэтому не устраняют личной ответственности человека за свои поступки и необходи­мости их нравственной оценки.

Моральный волюнтаризм - субъективный принцип понимания нравственной деятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произ­волом. Человек должен совершать свой моральный выбор незави­симо от общественных и установлений, произвольно определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным усмотре­нием.

Своеобразной ситуацией морального выбора является нравс­твенный конфликт. Его особенность заключается в том, что мо­ральное сознание личности, которой предстоит решение, конста­тирует противоречие: осуществление каждой из выбранных воз­можностей поступка во имя кого-либо нравственной нормы однов­ременно ведет к нарушению других норм, представляющей для че­ловека определенную моральную ценность. От личности требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и в ущерб другой и только через разреше­ние данного противоречия реализовать свои нравственные цели. Сложность разрешения заключается в этом случае не столько в том, что человек не знает нравственных норм или не желает их выполнять, сколько в необходимости разрешить их столкновение.

К нравственным конфликтам обычно относят два тип столкно­вения норм: в рамках одной системы моральных ценностей и меж-

ду нормами различных моральных систем. Такая классификация с

необходимостью вытекает из представления социальной обуслов­ленности выбора.

Разрешение нравственных конфликтов базируется на построе­нии иерархии нравственных ценностей, систем предпочтений с четким осознанием диалектики абсолютного и относительного в применении любой нравственной нормы.

Особую роль играют социальная и воспитательная профилак­тика нравственных конфликтов, разработка мер по устранению конкретных причин.

Нравственный конфликт не просто заостряет проблемы мо­рального выбора. За этой его "служебно-методической" ролью стоит более весомая - конфликтность ситуации повышает личную ответственность.

22. Проблема соотношения цели и средств в деятельности личности.

На вопрос: "Оправдывает ли цель средства?"- иезуитизм да­ет безоговорочный утвердительный ответ. Под "оправданием" по­нимается полное безразличие самой цели к нравственному харак­теру средств: не существует средств "подлых" и святых". Для достижения цели можно не считаться с с нравственном характе­ром средств: цель освещает любые из них. В иезуитской концеп­ции речь идет не просто об относительности средства соответс­твенно нравственному характеру цели, а о произвольном отноше­нии к оценке средств. Социологический субъективизм и этичес­кий релятивизм - вот методологическая основа иезуитской эти­ки, придающая ответу на вопрос о соотношении цели и средств вполне определенный нигилистическо-циничный смысл: "цель оп­равдывает любые средства".

Противостоящая иезуитизму концепция "абстрактного гума­низма" рельефнее всего выявила себя в известной теории "неп­ротивления злу насилием". Ее сторонники утверждают автоном­ность средств от цели и поэтому считают, что цель не может оправдывать средства. С точки зрения теории "непротивления злу насилием" средства управляют целью и изменяют ее: "мы со­бираем то, что посеем". Однако из отрицания иезуитского про­тивопоставления цели и средства (в ущерб нравственной ценнос­ти средств) данная теория выдвигает правило, тоже противопос­тавляющее цель и средства, но теперь уже в ущерб самим целям: "цели мы не знаем, для нас важны только средства; средства - это все". Таким универсальным средством достижения гармони­ческого равновесия цели и средств объявлялось "ненасилие".

"Ненасилие" в качестве универсального свойства всех до­пустимых средств оценивается как добро вне зависимости от це­ли, ради которой оно применяется (соответственно абсолютным злом является насилие). Таким образом, в противоположность

иезуитскому беспринципному релятивизму в выборе средств,

здесь производится догматическое разделение средств, одним из

которых приписывается вечный статус "святости", другим - веч­ный статус "подлость".

Реальная история попыток осуществления абстрактно-гума­нистической концепции - особенно в современную эпоху реформ - показывает, что последовательное проведение в жизнь ненасилия отнюдь не приводит к искомой гармонизации целей и средств. Чаще всего на базе такой установки складывается "нейтралисти­ческий тип поведения, вдохновляемый "этикой недеяния" перед лицом активности зла, формируется позиция, по существу, пот­ворствующая злу.

Дилемма цели и средств, нравственного и целесообразного преодолевается лишь в рамках марксистской этики, где мораль­ному нигилизму, цинизму в выборе средств, с одной стороны, и ригористическому отношению к средствам - с другой, противо­поставляется подлинно научная диалектическая концепция. Ее суть раскрывается в следующих основных моментах диалектики отношения нравственной цели и средств.