Смекни!
smekni.com

Филосифия (стр. 2 из 7)

25. Диалектика. Диалектика (по Энгельсу) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектикаизучает всеобщие законы саморазвития (закон единства и борьбы противоположностей, двойного отрицания, количественных и качественных взаимоотношений, законсоотношения материи, движения, пространства и времени). Материя - объективная реальность, где есть саморазвивающиеся системы и отдельные предметы, неявляющиеся саморазвивающимися. Движение, пространство, время присущи только саморазвивающимся системам. Законы диалектики прсущи конкретным формамдвижения. Содержание диалектики: всеобщие законы, единство саморазвивающейся системы (формы движения, пространство, время, формы отражения). Диалектикаприроды: объективная диалектика вещей (первична - это мир), субъективная диалектика понятий (вторична - это знание). Знания всегда вторичны по отношениюк миру, диалектика вещей богаче - неисчерпаема, знание беднее действительности. Закон - сущностное, внутреннее, необходимое, повторяющееся, устойчивое,объективное отношение между объектами и сторонами объекта (по Марксу - отношение между сущностями).

27.Закон взаимных количественных и качественных изменений. Качество - сама вещь (по Аристотелю), тождественная с бытиемопределенность предмета (по Гегелю), совокупность существенных свойств - проявление сущности (в современной литературе). Вещи - многокачественны какпредметы, однокачественны по сущности. Совокупность общественных отношений - сущность людей, но как явления личности различны. Количество - характеристикавещи, которую можно выразить числом (по Аристотелю), безразличная к бытию определенность предмета (по Гегелю), характеристика предмета в виде числа (всовременной литературе). Мера - те пределы, в которых изменение количества не приводит к изменению качества (кол - температура воды, кач - ее агрегатноесостояние). Скачок - форма перехода от одного качества к другому (могут затрагивать сущность предмета). Этот закон затрагивает механизм развития.

29. Единичное и общее. Частное и целое. Ленин: в любом предложении есть категории диалектики. Общее выступает как сущностьединичного и общее свойство. "Листья дерева зелены" - зеленым цветом обладает каждый листочек дерева. Единичное богаче общего, изменение единичногоравносильно изменению общего, единичное и общее не могут существовать друг без друга. Целое не является простой суммой частностей (у целого появляются новыесвойства. Целое - саморазвивающаяся система. Часть - совокупность элементов целого, которые выполняют в нем жизненно важную функцию. Чувственная ирациональная ступени познания. Чувственная ступень - три формы познания: ощущение (отдельные сведения о мире), восприятие (формирование цельногообраза), представление (формирование образа без непосредственного воздействия его на наши органы чувств). Рациональная (логическая) ступень - слова, а необразы: понятия (слова), суждения (сравнение понятий друг с другом), умозаключения (вывод из сравнения понятий). Диалектика ступеней: чувственнаяпредшествует рациональной ступени, обязательны в единстве, рациональное познание воздействует на чувственное. Истина. Истина - знание, соответствующеедействительности (остальное - заблуждение и ложь). Объективная истина - не зависит от желаний и воли людей. Абсолютная истина - знание о мире в целом,либо об отдельном предмете (недостижима, т.к. мир бесконечен и изменчив). Относительная истина - сегодня что-то верное, завтра - ложное (конкретна,относится к определенному объекту и исторически конкретна - зерно абсолютной истины). Гипотеза - знание, содержащее положительное и негативное (ошибочное)знания. После практики (отброса ошибок) гипотеза превращается в теорию. Философия любви. Эрик Фром: 1. Феномен любви достоин изучения, необходимо знатьтеорию и проводить на практике; 2. Любовь - искусство, она требует упорства, настырности, самоотдачи - всего, что требует искусство. Основные проблемы -быть любимым, а не способность любить. Любовь - неудержимое стремление к своему объекту, для преодоления своей отделенности, изолированности, отчужденности,одиночества, достижения полноты жизни и раскрытия всех своих потенциальных возможностей, обретение счастья и сохранение своей независимости и свободы.Любовь - активная сила, позволяющая остаться самим собой. Активный характер любви раскрывается в: 1. В первом слагаемом. Любовь - это способность давать, ане получать; 2. Забота; 3. Ответственность; 4. Уважение, т.е. способно видеть человека таким, какой он есть. Любовь - это знание, постигаемое черезпереживание, стремление понять тайное этого человека.

31. Диалектический и метафизический методы познания. Метафизический метод, ММ (старофилософский - связан с низким уровнемразвития общественных и технических наук) - до Гегеля, после него - диалектический метод, ДМ (высокий уровень развития конкретных наук). 1. ММ - явлениярассматриваются изолированно друг от друга, ДМ - причина явлений - взаимодействие противоположностей, порождающих друг друга. 2. ММ -абсолютизация несущественных связей, ДМ - сначала анализ поверхностных связей, затем глубинных (поверх - глуб - оценка поверх связей). 3. ММ - источникомразвития является внешняя сила, толчок, ДМ - источник саморазвития - в самом явлении, состоящем из противоречий. 4. ММ - развитие - простой рост,количественное увеличение, ДМ - развитие - количественное увеличение качественные скачки. 5. ММ - развитие в виде замкнутой окружности, ДМ -развитие в виде разомкнутой окружности (новое отличается от старого). 1. Предмет и объект. Философия - знание о мире, человеке и об отношениях человекак миру, выраженное во всеобщей и общей форме. Конкретные науки изучают отд стороны мира, где действуют характерные только для них законы, философияраскрывает всеобщие законы, действующие в живой и неживой природе, в человеческом обществе, законы бытия и мышления. Всеобщее знание - мир сотворен или сущвечно, мир конечен или вечен, есть ли смысл жизни, что такое счастье и др. Общие законы - действующие в обществе, не распростр на природу, но распростр наэтапы развития. Исчерпать знание о мире нельзя - мир изменчив и бесконечен в познании. Философия не явл наукой - особое знание - мировоззрением. Научнаяоснова философии - диалектика, отражающая действительность в законах. Предмет - теор знание об объекте (эволюц в зав-ти от появл новых знаний, более мобилен,чем объект), дисциплина - теор. воспр-во объекта. Объект философии - мир, человек, их взаимоотношения, предмет - теоретическое знание о них илиинтеллектуальное, медитативное, эмоциональное положение предельных оснований мироздания человека и их взаимоотношение, выраженное в общей и всеобщей форме.Объект географии - ГФДМ, материальные системы, носители данной ФДМ и системы корреляционного типа, сущ-ние которых также связано с наличием ГФДМ. Предмет -свойства и закономерности строения, функц-ния и развития всех этих систем, изучение системы связей ГФДМ с геол, биол и соц. Объект соц-эк геогр -общество, предмет - терр организация общества (районная парадигма: объект - район, сеть районов, предмет - взаимосвязи внутри и между районами; фр школагеографии человека: объект - культурный ландшафт, предмет - взаимодействие его с человеком). 3. Философия и наука. Философия - вненаучное знание, т.к. ни одиниз признаков научности в ней не работает. Признаки сравнения науки и философии: 1. Подтверждение фактов - философия равнодушна к этому - основывается налогических рассуждениях абстрактности (всякая система существует в окр среде, но т.к. материя объединяет все это, то окружающая среда попадает в систему,т.е. материя - бесконечная совокупность материальных систем - здесь наука и философия расходятся). 2. Опровержения - утверждения философии эмпиричны, неподтверждаемы, поэтому неопровержимы, т.к. вопросы выходят за рамки опытов, наука все подтверждает и опровергает фактами. 3. Парадигмальность - в наукеприняты парадигмы (физика - законы Ньютона), в философии этого нет - каждые философ строит свою систему и делает выводы. 4. Различные методы - наука(наблюдение, сравнение, опыты), философия (мышление, чтение, написание). 5. Проблемы - наука открывает проблемы, учение стремиться их закрыть, чтобы больше к ним невозвращаться, философия - вечные проблемы. 6. Язык - в философии почти нет спец терминов. 7. Развитие - у философии нет поступательного развития как у науки.8. Разное отношение к истине - в философии единой истины нет (истина - гносеологическая категория, т.к. истина - это знание). В науке триединствоистины - абсолютна (полнота, завершенность), относительна (т.к. существуют абсолютные, которые не могут быть дополнены), объективна (адекватностьреальности). Истина едина, объективна по содержанию наших представлений, адекватных реальности, абсолютна по незыблемости, устойчивости содержания,относительна по неполноте этих представлений. 5. Географическая картина мира. НКМ - представление о мире, выраженное в чувственно-конкретной образной ипонятийно-теоретической форме: философская КМ (понятия, логика), общая, частные (географическая, астрономическая). Ни одна КМ не может быть общей (философскаяущербна - общее, нет конкретного). НКМ всегда отражает структурный уровень организации материи (география - ГКМ, общество - СКМ, биология - БКМ, химия -ХКМ, геология - ГКМ). Каждая КМ отражает свою сущность, каждая конкретная наука отражает свой собственный круг явлений. Мерестен, Ныммик (Современнаягеография, вопросы и теория): собственно географическая материя - элементы гидросферы и тропосферы, ГКМ уже по содержанию, чем сама географическая наука,географическая реальность - рельеф, сток, климат. Наука = знание + методы, НКМ = знание. Наука шире, но у нее знание только о сущности. Знания даютсяфилософии для обобщения. В НКМ есть образы и понятия (важны лишь понятия, т.к. в философии образов нет). Через ФКМ передаются достижения каждой науки.Социальная экология. Тезисы о Фейербахе. Маркс - 11 тезисов: 1. Не содержание, а практика, предметная деятельность (деятельность по изменению предметов) естьоснова познания, источник познания, цель познания, т.е. путем сзоерцания много о природе не узнаешь, а когда начинаешь думать, узнаешь много, как онареагирует на вмешательство. 2. Практика - критерий истины. У практики есть социальная сторона (социальная практика - общественная работа - этообщественное поручение, голосование, собрание). К практике относится естественно-научный эксперимент. Житейская практика (готовка и т.д.). 3.Предметный материализм не понимает роли социальной практики. Сознание формируется не только эволюционным, но и революционным путем. 4. У религии естьне только национальные, но и социальные корни. Важно показать социальный механизм возникновения религии. 6. Фейербах: внутри нас сущности нет. Маркс:сущность вынесена во вне, она раскрывается в человеческих отношениях. Сущность человека не абстракт, а совокупность всех общих отношений. 10. Точка зрениястарого материализма - гражданская. Новый материализм - его точка зрения: старый материализм не мыслим вне буржуазного общества. 11. Философы объясняютмир, а дело заключается в том, чтобы изменить его. Материальное производство. Социальная форма движения материи - способ существования человеческогообщества, состоящего из людей и средств производства, находящихся во взаимодействии. Процесс материального производства состоит из двух тенденций:потребление субъекта (люди) и объекта (средства труда) пр-ва (расходование сил, знаний, изнашивание техники), производство субъекта и объекта пр-ва(совершенствование знаний, опыт, создание новой техники). Производственные отношения - отношения между людьми, материальное производство - отношения людейк природе (видоизмененно - к средствам производства). Производство - способ существования человека. Сущность материального производства как способасуществования человеческого общества: пр-во и воспроизводство людей и средств производства, пр-во и воспроизводство общественных отношений(производственно-экономические - форма собственности на средства производства, процесс-технические - структура отрасли, пр-ва). Всеобщий закон развитияматериального производства - закон соответствия произв отношений хар-ру и уровню развития произв сил. 7. Развитие представлений о материи. Стихийныйматериализм (субстратное представление) - материя - вещественная основа всех предметов и явлений. Фалес - все состоит из воды (Земля - остров в океане),Апаксимандр - туман, Апаксимен - воздух, Гераклит - огонь, Демокрит, Левклипп - мир состоит из отдельных частичек - атомов, которые, сцепляясь, образуютпредметы. Метафизический материализм - в материи есть все то, что воздействует на наши органы чувств, материя бесконечна, в мире есть кирпич мироздания, из котороговсе и состоит (Коперник, Бруно, Ломоносов, Фейербах, высший этап - Дидро, Гольбах). Диалектический материализм (материальные объекты бесконечно делимы):Энегельс (Диалектика природы) - материя не есть то, из чего состоят предметы, это общее название всех предметов в мире (человек, звезда, минерал), Ленин -материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется,отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (первичность материи, познаваемость матер мира). Материальность - свойство существовать вненашего сознания. Атрибутами материального свойства обладают не любые объекты, а только саморазвивающиеся системы. Объективный идеализм - в материальном миреесть люди, наделенные сознанием, материя вторична. Субъективный идеализм - вещи есть комплексы ощущений, мир наших ощущений есть субъективный образобъективного мира, материя существует независимо от ощущений. Гносеологическое понимание материи - материя есть понятие для обозначения объективнойреальности, в мире ощущений нет материального. Онтологическое понимание материи - ранее - материя есть субстрат, новое - материи нет. 9. Вид материи. Видматерии (ВМ) - материальное образование, обладающее специфической формой отражения, адекватным способом его существования (изображения). Каждый видматерии обладает своим свойством, движением, временем. Условия существования данного вида материи - элементы среды, преобразованные взаимодействием с этимвидом материи. Вид материи и условия его существования выступают как противоположные компоненты единой саморазвивающейся системы, то есть онивзаимообуславливают и взаимоизменяют друг друга. Социальный ВМ - люди, наделенные сознанием, биологический ВМ - социальные общества, организмы,биогеоценоз, географический ВМ - различные образования гидросферы, находящиеся в географическом тепло- и влагообмене с элементами тропосферы, геологический ВМ- вода, лед, минералы. Структурные уровни организации материи - закономерно возникающие объекты, обладающие общей сущностью: биологический уровень (организмы)человеческое общество социальный уровень (люди). Связь географического и геологического ВМ: вода, но геологический - это вода, лед, а географический -вода в виде новых взаимоотношений - гидросферы (ледник, покровное оледенение, озеро, океан, море).