1. В чем спец-ка фил. взглядов Беркли и Локка?
Джон Локк (1632-1704). Обосновал принцип материалистического сенсуализма - происхождение всех знаний из чувственноговосприятия внешнего мира. Главное произведение Локка “Опыт о человеческом разуме” (1609) рассматривает вопрос о методе познания, тесно связанный свопросами теории познания. Локк критикует учение Декарта о врожденных идеях. Он доказывает, что единственным источником всех идей может быть только опыт. Приэтом Локк различает внутренний и внешний опыт. В соответствии с этим он указывает два опытных источника наших идей: ощущение и рефлексия. Идеи ощущениявозникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас. Идеи рефлексии возникают в нас, когда наш ум рассматривает внутреннее состояние и деятельность нашей души. Посредством идейощущения мы воспринимаем качества вещей. Эти идеи Локк делит на два класса:идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств.
Локку принадлежит видная роль в создании так называемого метафизического метода. В теории познания Локка важное значениеимеет развитое им в “Опыте о человеческом разуме” учение о языке. с этим учением у Локка связана теория абстракции. Слова - чувственные знаки,необходимые людям для общения. Два вида знания: бесспорное и вероятное (мнение).
Учение о государстве: в естественном состоянии человеку принадлежит свобода и собственность, приобретенная посредством труда.Государство возникает там, где свободные люди отказываются от природного права самозащиты, от права наказания насильников и предоставляют это право обществу вцелом.
Джордж Беркли (1684-1753). Материалистическая в целом философия Локка исходила из того, что источник ощущений - внешний мир,существующий независимо от сознания. Беркли отбрасывает материалистический
исходный пункт учения Локка и объявляет ощущения (“идеи”) единственной воспринимаемой человеком реальностью. Материалистическомусенсуализму Локка Беркли противопоставляет идеалистический сенсуализм. Беркли пытается доказать, что наш ум не способен к описанной Локком абстракции. Улюдей не может быть чувственного восприятия материи. Восприятие отдельной вещи представляет собой сумму отдельных ощущений (“идей”). Беркли выступает такжепротив учения о первичных и вторичных качествах материи. По его мнению, все идеи существуют только в душе. Учение это - субъективный идеализм, но своимпризнанием сверхприродной духовной силы - бога - Беркли делает шаг к объективному идеализму.
Характерные черты философии Милетской
и Элейской школ. Милетская школа.
Первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом местездесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира эти философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) видят в определенном материальном принципе. Школа стихийнотяготеет к материализму. Ее представители интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философовпроявляется и “наивная” диалектика.
Фалес. Соединял практическую деятельность с глубоким изучением природы. Свои географические, астрономические ифизиологические познания Фалес связал в философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы мифологическихпредставлений. Фалес полагал, что все существующее возникло из воды. По форме Земля - плоский диск, плавающий в воде. Вселенная полна богов, всевоодушевлено. Полагал, что ближе всего к Земле находятся звезды, а дальше всего - Солнце.
Анаксимандр. Прозаическое сочинение “О природе”. Впервые чертит карту земли и создает нечто вроде небесногоглобуса. Земля по форме напоминает срез цилиндра или колонны. Небо - сфера, окружающая Землю со всех сторон. Земля неподвижно пребывает в центре мира,находясь на равном расстоянии от всех точек небесной сферы. Пространство первоначально было заполнено неизвестным веществом, затем над Землей возниклиоболочки воды и воздуха, огня. При высыхании Земли вода скопилась в углублениях. Родина жизни - илистое дно моря. Люди должны были родиться ипервоначально развиться внутри рыб и только по достижении силы вышли оттуда.
Анаксимен. Первовеществом объявляет воздух. Воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из негообразуются все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, последовательно превращается в воду, в землю, в камни. Земля - плоский диск,парящий на воздухе. Устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд в мировом пространстве по отношению к Земле. Воздух - источник жизни,душа - “дыхание”, дуновение воздуха.
Философия элейской школы.
Ксенофан (565 - 470 до н.э.). Подверг критике господствующие представления о множестве богов. О природе богов и обо всемостальном не может быть истинного знания, а может быть лишь мнение. Ксенофан - один из первых представителей пантеистического мировоззрения. Он считал, чтомир “вечен и неучтожим”, представляет собой нечто единое, и это единое есть бог, который “сросся со всем”. Вере в существование под Землей ада он противопоставляетучение о бездонности Земли, вере в божественность светил - представление об их естественной природе. Звезды возникают из воспламенившихся облаков. Все, чторождается, есть земля и вода, и люди родились из воды и земли.
Парменид (540 - 470 до н.э.). Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир, поПармениду, вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Всякаямысль, утверждает Парменид, всегда есть мысль о существующем. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и в нем нет частей. Всякоемножество только обман чувств. Из этого же вытекает вывод о невозможности движения. Ничто не возникает и не уничтожается. Учение Парменида полномифологических представлений. В центре мира, согласно Пармениду, пребывает богиня-правительница (или Правда и Необходимость); она “держит жребий” и правитвсеми небесными движениями.
Зенон (490 - 430 до н.э.). Аристотель видел в Зеноне родоначальника “диалектики” - этим словом называлось тогда искусство достигатьистины в споре путем выяснения противоречий в суждении противника и путем устранения этих противоречий. Однако Зенон не был диалектиком в современном смысле:он старался доказать метафизические положения Парменида о невозможности движения, возникновения и т.д. Допускал существование множества вещей. Впарадоксе о летящей стреле доказывается, что стрела в каждый данный момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее длине,стало быть, не движется. Для того чтобы стрела передвигалась, она должна в каждый момент времени находиться в определенном месте и вместе с тем ненаходиться в нем. Но это противоречиво и, следовательно, невозможно.
Раскройте отличительные черты сенсуализма Беркли и Локка.
Сенсуализм - теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящие все познание из чувственных восприятий,изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения.
Своим известным положением ”нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве” Джон Локк обосновал принципматериалистического сенсуализма - происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Единственным источником всех идей, по Локку, можетбыть только опыт (внешний и внутренний). Опытные источники наших идей: ощущение (возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас) и рефлексия(возникают, когда наш ум рассматривает внутренние состояния и деятельность нашей души). Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей(первичные и вторичные).
Джордж Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт учения Локка (источник ощущений - внешний мир, существующий независимо отсознания) и объявляет ощущения (“идеи”) единственной воспринимаемой человеком реальностью. Материалистическому сенсуализму Локка Беркли противопоставляетидеалистический сенсуализм.
Особенности философских взглядов Фейербаха на почве классического немецкого идеализма.
До Ф. немецкая классическая философия была подчеркнуто идеалистической. Превоначально Ф. увлекался фил/ Гегеля, ноэволюция его философских взглядов шла от идеализма к материализму. Окончательно порвав с иделизмом и перейдя напозиции материализма, Ф. в своем произведении К критике гегелевской философии” резко выступил против идеалистической системы Гегеля. Критику идеализма Ф.связывал с критикой религии .Он показывал,что идеализм есть теоретическая основа религии, что учение Гегеля опервичности идеи и ее превращении в процессе развития в природу есть не что иное, как выраженная врационалистич. форме христианская догма о сотворении мира богом. Книга Ф.”Сущность христианства “ сыграла значительнуюроль вразвитии материализма. В этой работе Ф.вскрывает гносиологические корни религии. Бог есть отчужденное от самого человека и превращенное в абсолютчеловеческая сущность. Все свойства , приписываемые богу,суть свойства самого человека,но оторванные от него, представленные как самостоят., олицетворенные вбоге. Основной вопрос философии Ф. решает материалистически. Материалистически решает Ф. и вопрос о возможностипознания. Ощущение не отделяет нас от внешнего мира, а связывает с ним,оно есть образ объективного мира. Однако теория познания Ф.как и его материализм в целомносит метафизический,созерцательный характер.Ф. не понял диалектического перехода от ощущения к мышлению, от единичного к общему, не понял ролиабстракции в познании. Он не понял , что в познании решающее значение имеет практическая деятельность людей.Ф. оставался идеалистом в областипонимания общественных явлений: он различал эпохи в развитии человечества исключительно по формам сознания ,по сменяющим друг друга религиям.