Смекни!
smekni.com

Творчество и любовь как фундаментальные аспекты экологии человеческого духа (стр. 11 из 40)

Все ситуации бытия группируются в три большие категории,три "кос­моса" - мир Вселенной,мир общества и мир индивидуальной личности [86]. Человек способен вживаться в образ каждого из этих миров,отождест­вляться с ним и смотреть на все "его глазами". Ф.Бэкон:"Как хорошо об­ладать умом,созвучным со Вселенной". Ф.Ницше:"Великий поэт черпает только из своей реальности". Скромный личный творческий опыт автора трактата свидетельствует - все именно так и есть. Но следует,откровен­но говоря,еще добавить: в то же время творчество(не обязательно худо­жественное,может быть и научное - у автора трактата более сорока изоб­ретений,защищенных авторскими свидетельствами,и свыше полутора сотен прочих публикаций) временами становится прибежищем от суетной и серой повседневности,вытесняет последнюю из бытия творящего,определяет эко­логию человеческой души.

В познании человек-творец "вживается в образ" не только Вселен­ной,но и ее мельчайшего фрагмента(правда,в таком случае фрагмент выс­тупает как полномочный представитель целого). Эта предельная ситуация подразумевается в выражении "чувствовать предмет",столь часто употреб­ляемом исследователями. Так,Анри Беккерель обладал инстинктом физика. Его ученик Анри Деландр отмечает его высочайшую интуицию,Беккерель по его словам "чувствовал явление". Неспроста говорится,что интуиция - это грация ума.

Исходя из своего скромного научного опыта,автор трактата присое­диняется к высочайшей оценке роли интуиции в творчестве (научном или литературном - не принципиально). Интуиция - это тот "локатор",который

выводит исследователя-творца на плодотворные "тропы" информационных

полей,в ноосферу,несомненно существующую. "Интуитивный поиск" позволял

автору трактата в бытность его руководителем проблемы по созданию

удобрений пролонгированного дествия,экономить немалые материальные ре-

сурсы и время,успешно перенося результаты лабораторных разработок не­посредственно на промышленные агрегаты многотоннажных производств [107](частные успехи отмечены знаком "Изобретатель СССР",тремя сереб­ряными медалями ВДНХ СССР,дюжиной дипломов и грамот конкурсов ВХО им.Д.И.Менделеева и иных научно-технических "состязаний").

Индивидуальный мир личности,в сущности,является хаотичным конгло­мератом трех разноранговых Я(или как сформулировано выше,трех "космо­сов")[86]. Человек обладает способностью к лицедейству. Он может (по крайней мере на некоторое время) погружаться в один из миров,отвлека­ясь от двух других,таким образом создавая себе благоприятные условия для специализированной духовной деятельности. Обычно человек существу­ет во всех трех мирах сразу и поэтому вынужден усваивать продукты раз­ных "специализированных духовных производств". Также подобные явления приводят к несовпадению теорий с отображаемой ими реальностью. Это не­совпадение тем больше,чем жестче теория.

Именно поэтому автор трактата пытался при формировании своего ми­ровоззрения следовать руслу бытия,лишь по мере возможности вводя от­дельные его фрагменты в более или менее строгие "научные рамки". Восп­ринимая простирающуюся вокруг жизнь,посредством логики и интуиции осознавал ее,переводя постигнутое в некое словесное построение. Ника­ких жестких,однозначных,наперед заданных концепций! - Концепция должна постепенно проявиться мозаикой из свободного течения мысли и чувства. Правило бал интуитивное течение мысли,лишь в порядке крайней необходи­мости обуздываемое логикой. О такой роли интуиции действующее лицо ро­мана[41] сказало так:"Меня нет,есть Она,а я - ее послушный исполни­тель". Отдающих же предпочтение логике более чем достаточно[108]. И безотрадно искусство без поиска Истины [23].

Все вышеизложенное,конечно,весьма интересно и является прелестным яством для досужего ума,однако,пробил час перейти к рассмотрению сущ­ности процесса творчества непосредственно.

* * *

Художественному исследованию процесса творчества существенное внимание уделено в романе[109]. Подходы и оценки [109] в значительной мере созвучны воззрениям автора трактата. Главное действующее лицо ро­мана - альтист Данилов,засланный на Землю демон,не устоял перед соб­лазнами музыкального творчества. Творчество настолько его поглоти­ло,что он выше дозволенного "очеловечился". В наказание его вызывают на демоническую "инквизицию" и таким вот образом он там осмысливает

свои творения.

Так,"он посчитал,что в использовании темы старого мастера нет ни­чего дурного,ведь он переложил ее,доверив виолончели,и развил"(с.314). "Потом обрушивались на Данилова видения,возникали перед ним галактики и вселенные,толклись,преобразовываясь и давя друг друга,сущности вещей и явлений,и было открыто Данилову ощущение вечности,позже выкорчеван­ное из его памяти. Все это вызывало музыку,выражавшую отклики Данило­ва"(с.315). Там же:"Сам же их создал и им удивляется! Сам же причудли­вым образом - но вполне сознательно и с удовольствием - смешивал зву­ки,ту же валторну сводил с ситарами,выхватывал дальние обертоны,и про­чее,и прочее!..Музыка звучала трагическая,даже паузы - и паузы были частые и долгие - передавали напряжение и ужас,но в ней была и энер­гия,и вера,и случались мгновения покоя,надежды. Данилов был свободен в выражениях и звуковых средствах..." Далее диалог с "инквизитором": "- Что это?.. - Это музыка...- тихо сказал Данилов. - Предположим,это му­зыка. В вашем понимании. Но отчего она звучит в вас? - Я и сам страдаю от этого. Но музыка все время живет во мне. Деться от нее я никуда не могу. - Но это странная музыка,- сказал Валентин Сергеевич. - Вся но­вая музыка странная,- сказал Данилов. Потом она становится тривиаль­ной. Эта музыка - новая. Она,простите,моя. В последние годы я увлекся сочинительством. Это как болезнь...- Все,что звучало,бред,не музыка! Возьмите хоть это место,- и демон с репеником в петлице включил запись особо возмутившего его места(с.316). - В земной музыке такого рода со­чинения известны с начала века. Это не мое изобретение. Моя лишь тема.

- Хватит,- оборвал его Валентин Сергеевич,- в дальнейших разговорах о музыке нужды нет. - Но как же,- возмутился Данилов,- мне приписывают музыкальную несостоятельность,а я профессионал,и я не могу...- Хва­тит,- грубо сказал Валентин Сергеевич. - Все.(с.317)".

Ну как,уважаемый терпеливый читатель,не напоминает ли все это дискуссию автора сего трактата с весьма уважаемыми и высококомпетент­ными оппонентами,охарактеризованную в главе 1 ?

И еще о творчестве,но уже несколько иного рода. Стр.347:"Я же в этой истории - дилетант,существо внебытовое и внеслужебное,моя фантазия

раскована,не испугана практическим знанием. Я им предлагал идеи. Они

казались им бредовыми и подоблачными."

Любопытная вещица этот роман "Альтист Данилов". В каестве приме­чания автору трактата следует еще отметить,что проживает он уж много лет в "аномальном" эпицентре событий романа,именно в том месте,откуда

Данилов и ему подобные сущности "стартовали" в другие измерения,в иные миры. Таинственная дверь в неказистой малоэтажке увезена вместе с про­чим строительным мусором,а там построили загадочный "ящик". Долгие го­да на строгом сером здании не было никакой вывески,но каждое рабочее утро в учреждение устремлялась речушка молчаливых людей. Автор тракта­та поначалу с удивлением взирал на светящуюся в ночи стеклянную крышу "ящика": освещение было типичным для оранжерей. В то же время,у стро­гого учреждения была некоторая предрасположенность к электронике. Рас­тения плюс электроника - в этом,однако,что-то есть...

В разгар "перестройки",когда рассекретили все и вся,что надо и что не надо бы,появилась вывеска,подтвердишая интуитивно-логическую догадку. Знать,хотя в "Альтисте" напоминают некоторые "аномальные" страницы сущее шутовство,информация автору романа явно поступала из весьма "достоверного источника" (загадочный "ящик" неспроста построили в эпицентре энерго-информационного узла).

- Да есть ли такой "узел"? - Хотите верьте,хотите нет,но есть: если стать спиной к "ящику",то влево и вперед - дом,где творил менес­тель брестских героев - С.С.Смирнов,рядом с ним - обитель юного Влади­мира Высоцкого,чуть далее - прекрасный православный храм,в котором главенствует икона Святого Трифона. Вправо же и вперед от "ящика" - дом В.Брюсова,сотворившего "Огненного ангела",и офис шахматного чемпи­она-миротворца Анатолия Карпова. Тут же: "аптечный огород" Великого Петра. Чуть ближе - храм Филиппа Московского,увенчанный казаковской изящной колоннадкой,куда в бытность частенько хаживал доблестный Суво­ров. Сзади справа - школа,где учился один из талантливейших космонав­тов - Комаров,позади - роддом,где на свет появился В.Высоцкий. Слева сзади - каменная церквушка 16-го века,сотворенная сокольничим Грозного Ивана - Трифоном. Таков вот вкратце "аномальный генплан"(и это еще да­леко-далеко не все: щедро "прорастало" на благодатной "почве").

Однако,на сим завершим общение с прелестным романом,столь созвуч­ным тональности души автора трактата,и перейдем к вещам более прозаич­ным,но зато уж чисто философским.

Как отмечается в работе [90],среди многообразных функций моз­га,пожалуй,наиболее интригующей и загадочной является его способность к творчеству - к приобретению принципиально нового знания о челове­ке,окружающем его мире и способах его преобразования,знания,которым не располагали предшествующие поколения,которое надо добыть,а не получить в готовом виде от своих предшественников и современников. Отбор ценной

информации лежит в основе всей творческой деятельности человека.

После возникновения того,что В.И.Вернадский назвал "ноосфе­рой",освоение окружающего пространства приобретает не только физичес­кий,но и интеллектуальный характер: так наука осваивает глубины Все­ленной,физически недоступные для человека. По мнению К.А.Тимирязе­ва,для истинного сотворчества человека и природы необходимо сочетание двух свойств:"изумительной производительности воображения и не менее изумительной тонкой и быстрой критической способности..."