В литературном творчестве функция отбора не менее важна,чем в творческой деятельности ученого. Источник художественного творчества - душа. Затем идет не такой глубокий и таинственный процесс осмысливания и обработки. Вдохновение,писал Пушкин,есть расположение души к живому
принятию впечатлений. Не следует впадать в "восторг". Он не предполагает силы ума,в состоянии восторга художник утрачивает критичность к собственным озарениям. Здесь примешивается,пустьнеосознанно,социальное любование собой,оттесняя идеальную потребность в Истине и Правде.
Один из механизмов интуитивной логики состоит в следующем. Сначала в подсознании (сверхсознании) отметаются самые нелепые и нежизнеспособные новации. Затем на уровне сознания правдоподобный вариант отбирается логикой с учетом информации,хранящейся в памяти. Потом этот вариант выносится на суд других людей и проверяется практикой. В какой мере этот процесс сопоставим с художественным творчеством,существует ли в последнем критерий практики? - Есть мнение,что да. Это практика общественного потребления художественных произведений,их сопоставления с действительностью (в частности,"последействие","ретро").
Набоков В. считает,что "подлинное мерило таланта в том,насколько мир,созданный автором,уникален,неповторим и,что еще важнее,насколько он достоверен". Верность правде жизни настолько же необходима искусству,насколько объективная истина служит высшим судом результатов научного творчества. Маркес Г. отмечает:"Нельзя изобретать и выдумывать все,что угодно,поскольку это чревато опасностью написать ложь,а ложь в литературе даже опаснее,чем в жизни. Внутри кажущейся свободы,предоставляемой творчеством,действуют свои строгие законы". "Ни единой строчкой не лгу..." (В.Высоцкий).
Основой любого творчества является накопление новой ценной информации. Под ценностью информации понимается возрастание вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) благодаря получению данного сообщения. Эта ценная информация может быть выделена из шумов путем накопления полезных сигналов.
Весьма сложные концепции разработаны Поппером К.[114,115]. Он полагает,что "организм активно пытается навязать миру догадку о закономерности...Не ожидая повторения событий,мы создаем догадки,без ожидания предпосылок мы делаем заключения. Они могут быть отброшены. Если мы не отбросим их вовремя,мы можем быть устранены вместе с ними. Эту теорию активного предложения догадок и их опровержения (разновидности естественного отбора) я предлагаю поместить на место теории условного рефлекса".
По Павлову И.П. "все навыки научной мысли заключаются в том,чтобы,во-первых,получить более постоянную и более точную связь,во-вторых,откинуть потом связи случаные".
Следует отметить,что ни один из ныне известных механизмов деятельности мозга не приближает нас к пониманию озарения,инсайта - центрального пункта всякого творчества. Все станет на свои места,если традиционная наука воспримет как данность "ноосферу",информационные поля,триединство сущности человека и способность получения ею сведений из астрала и духовных (ментальных) сфер.
Можно предполагать,что В.И.Вернадский назвал очеловеченный мир "ноосферой",а не "антропосферой" именно потому,что за исключением разума все остальное в человеке принадлежит биосфере.
Творения разума продолжают жить как бы собственной жизнью. Мыслитель,сформулировавший плодотворную идею,давно умер,а идея развивается,обогащается,трансформируется его последователями на протяжении многих столетий(как тут не вспомнить о понятии "эгрегор"). А за всем этим грандиозным марафоном интеллектуального и практического освоения окружающего мира - человеческий мозг - творение эволюции живой природы и творец завтрашнего дня человеческого рода. А может быть,мозг - порождение величайшего из Творцов - Господа Бога? - Автор трактата не исключает и такого "варианта". Ну,а о человеческом сердце - разговор особый [116].
А теперь,уважаемый терпеливый читатель,приступим к рассмотрению некоторых нюансов интуитивной логики как творческого метода. Автор трактата во многом нашел единомышленника в лице Е.Л.Фейнберга [83].
* * *
Неотъемлемым элементом процесса познания является интуитивное суждение,не допускающее ни логического доказательства,ни логического опровержения. Такое прямое усмотрение истины(точнее сказать:прямое усмотрение того,что высказывающий суждение субъект считает "объективной связью вещей") фактически признается всеми философскими системами кроме позитивистской. Можно сказать,что оно является важнейшей и едва ли не высшей функцией "сверхсознания" человека,объединяющей сознание и необъятный мир подсознательного (или бессознательного) в их взаимовлиянии и взаимосвязи (причем подсознание,кроме того,включает и генетически наследуемые инстинкты). От такой "интуиции-суждения" следует отличать "интуицию-догадку",или эвристическое интуитивное высказывание,которое допускает подтверждение либо опровержение,логическое или опытное[83].
Интуитивное суждение входит в основы научного познания даже в точных и естественных науках как при установлении аксиом,постула-
тов,представляющих собой индуктивное обобщение эмпирических данных,так
и в процессе извлечения вывода из любого эксперимента (который всегда
ограничен) в форме суждения о его достаточной доказательности для данного вывода (наступает момент,когда к экспериментатору приходит убеждение в правильности вывода,хотя логически это не доказательно.
Следовательно, сам" критерий практики" неизбежно включает синтетическое по своей природе интуитивное суждение,которое,конечно,может содержать и логичские элементы. Еще очевиднее роль подобных суждений в гуманитарных науках,в искусстве,в решении стратегических проблем,а также при установлении моральных норм. В целом это имеет место всюду,где требуется выбор решения при отсутствии однозначной числовой меры для каждого из возможных решений. Недостаточное осознание этого обстоятельства в научной практике приводит к широко распространенному убеждению,что научно доказанным следует считать только то,что может быть строго логически обосновано.
Таким образом,в научном познании имеет место элемент веры. Понятие "вера" включает два аспекта. Так,"вера"отождествляется со словом "доверие". В этом случае оценка доказательности эксперимента как достаточного,признание убедительности соответствующего интуитивного сужде-
ния есть проявление "веры-доверия" к "внутреннему убеждению". Это является основой для признания истинности такого суждения и связано с чувством удовлетворения (удовольствия). Научное эмпирическое обоснование неизбежно включает подобное доверие.
Однако,слову "вера" придается и другой смысл,сближающий его с религиозного типа верованиями,ставя (с точки зрения ортодоксов-ученых,особенно апологетов естественно-научного фундаментализма) интуитивное суждение вне науки.
Природа религиозной веры неоднократно осмысливалась выдающимися философами и теологами. В частности,пытались найти гносеологический критерий,который позволил бы увидеть как сходство,так и различие веры-доверия и веры религиозной.
Религиозная вера характерна внутренней убежденностью в существовании высшего существа,высшей силы,всемогущего Бога,сотворившего мир или управляющего им,даровавшего нормы морали,устрашающего и утешающего,карающего и вознаграждающего. Религия содержит конкретные утверждения о происхождении и устройстве Мироздания. Священные писания считаются преподанными Богом,поэтому они принимаются как абсолютно достоверные на все времена и не нуждаются в доказательствах и логическом обоснова-
нии.
Это утверждение,рассматриваемое с гносеологической точки зрения,является интуитивным суждением,которое,однако,не сводится,как в науке,к суждению о достаточности опытной проверки. Истинность же какого-либо утверждения,не содержащегося в Священном Писании,доказывается дискурсивным сведением к этому "источнику информации". Такое утверждение канонизировано церковью и становится догматом.
Среди утверждений религиозных учений,признаваемых безусловно истинными,встречаются содержащие логические,или хотя бы дискурсивные,неувязки и внутренние противоречия,не разрешимые рационально,- так называемые антиномии.
Сущность религии иррациональна. Вера в чудеса (в необъяснимое) является необходимым элементом религиозности. Ньютон был глубоко религиозен,создание теории движения планет и Луны (вообще успех своей научной деятельности) он рассматривал как триумфальное доказательство мудрости Творца. Последние же годы своей жизни он целиком посвятил чисто богословским трудам. Через сто лет после его смерти Лаплас сказал,что не нашел необходимости в гипотезе о существовании Бога...
Стремление к рационализации и естественно-научному оправданию каждой религиозной догмы,содержащей чудо,противоречит глубоко иррациональной сущности религии и фактически разрушает религиозное чувство. Предметом религии является совсем не то,что является объектом науки,поэтому для успешного постижения сущности Мироздания требуется их идеальное сопряжение.
"Теперь я верю и надеюсь понять то,во что я верю" (П.А.Флоренский)
- это антагонистично тезису "сомнение есть путь к знанию",основополагающему для научного мышления,поскольку в науке любая проблема имеет право быть подвергнутой рассудочному исследованию (для автора трактата не чужды оба подхода). Первый момент познания религиозной жизни не является функцией разума,"уверование" есть внерациональный акт "обращения","откровения",освобождающий от сомнения,принимается в этом случае как основное положение.