- А коль все же...
- Начни сначала,начни с нуля! Вас ждет новая любовь,только нужно ее найти и обрести! Стряхнуть с себя хрустальную печаль и решительно устремиться в ждущую впереди огнедышащую лаву страстей! Нужно воспринимать жизнь как поток времени,который рано ли поздно вынесет терпеливо ожидаемое исполнение желаний. Нужно только выучиться тер-
петь,ждать,верить и надеяться.
Пигмалион вдруг вспомнил как однажды увлек смущенно сопротивляющуюся обнаженную Галатею к огромному трюмо,доставшемуся ему по случаю при отъезде в Израиль соседей из ближайшей четырехэтажки.
- Глупенькая,ты посмотри какая прелесть! - Что вы имеете в виду?
- Твое тело. Ты не смущайся,ты посмотри на свое отражение в зеркале,только как на произведение искусства. Какие красивые линии тела,сколь изящны и в то же время эротичны формы,каким лунным светом отсвечивает матовая кожа,как струятся по плечам волосы...
Галатея прекратила сопротивление и,сохраняя укоризну в глазах,глянула в зеркало. Он с удовлетворением наблюдал за переменами в девичьем лице. Оно постепенно обрело отрешенную удовлетворенность,а серые глаза пристально вглядывались в зеркальные глубины. Затем тело обмякло и привалилось к мужской груди,головка откинулась на его плече,а полузакрывшиеся глаза обрели пристально-изучающее выражение строгого ценителя. Так они простояли до онемения ног. Пигмалион понял,что Галатея любуется своим телом и не решался прервать очарование.
А потом,потом их тела,не меняя позы,поплыли в каком-то сомнабулическом танце. Девушка закинула руки себе за голову и сомкнула на ешкиной шее,продолжая раскачиваться на пологих волнах незримого течения.
- А любуются только женским телом? - соскользнуло с ее губ. - Не только,но преимущественно да,женским. - А почему бы вам полностью не обнажиться?
- Ну-у,я совсем иное дело,- смутился в свою очередь Пигмалион.
- Вот как,значит в этом все-таки есть нечто порочное? - насторожилась девушка.
- Понимаешь,воплощение истинной плотской прелести,красоты - это только женщина. Леонардо да Винчи,как ты знаешь,великий знаток и ценитель красоты,отмечал уродливость мужского полового органа и непосредственно половых сношений. Он считал,что только экстаз,одержимость позволяют нормальному человеку преодолевать отвращение,которое должно при этом возникать.
- Ой,неужели это так?! - воскликнула девушка,задумалась и вдруг,смущенно хихикнув,вымолвила: А ведь действительно он по-своему прав.
- Судя по всему,Леонардо знал толк в интимных отношениях мужчины и женщины. И не только он. То была мудрая,наблюдательная пора. Не зря ее назвали - "Эпоха возрождения". Вот до чего они додумались и я с ни-
ми полностью согласен.
- У женщин необыкновенная способность порождать иллюзии,быть не такими,каковы они на самом деле. Женщины полны очарования. Женская стихия - стихия космическая,основа творения. Лишь через женственность человек приобщается к жизни космоса.
Человек в полноте своей есть космос и личность. Любовь не обладает способностью к развитию в подлунном мире. Платонический эрос сам по себе безличен,но направлен на красоту,на божественную высоту,а не на конкретное существо. В христианском мире эрос трансформируется,в него проникает начало личности.
Человеку свойственна мечта о любви. Странно,когда люди говорят о радостях любви. Более естественно говорить о трагизме любви,ее печали. Любовь,в сущности,не знает исполнившихся надежд. Счастливой бывает лишь обыденность. Очень редка и необыкновенная любовь,связанная с духовным смыслом жизни.
- Но все-таки бывает? - оживилась девушка.
- Конечно же,лапочка. Не обессудь,тема любви крайне непроста для обыденного,повседневного общения. Поэтому,коль я не смогу высказаться просто,постарайся воспринять по сути, не придавая значения форме. Так вот,тайна пола раскрывается лишь в любви. Любовь лежит уже в каком-то ином плане бытия,не в том,в котором обитает род человеческий.
Любовь вне человеческого сознания. Она не нужна роду человеческому,перспективе его продолжения и обустройства. Сексуальный разврат ближе и понятнее человеку,чем любовь. С развратом можно устроиться в среде обитания,а с любовью - нельзя (поскольку она не подлежит никакому упорядочиванию). В любви есть роковое семя гибели обитателей этого мира. Она не от мира сего и почти с ним не совмещается. Любовь - творческое дерзновение. Таинство любви - творческое откровение самого человека. Оно зачиналось в мистической любви,всегда разрывавшей границы физиологии и экономики.
Любовь в подлунном мире трагична и не допускает подчинения любым нормам. Она сулит любящим гибель (есть ли счастливая легенда о любви?!). И величайшее в любви то,что сохраняет ее таинственную святость,- это отречение от всякой жизненной перспективы,жертва жизнью,несоизмеримой по ценности. Жизненное благополучие,семья - могила любви. Именно жертвенная гибель в жизни и накладывает на любовь печать вечности. Подлинная любовь - гостья иного мира. Любовь,творящая вечность,исключает возможность сексуального акта,преодолевает его во
имя иного соединения. Сильная любовь не нуждается в сексуальном влечении. Влюбленность жаждет абсолютного слияния,духовного и телесного. Сексуальный же акт разъединяет. Любовь - это дерзновение,свободный полет.
- Но ведь все это есть в наших с вами отношениях! - воскликнула Галатея.
- Значит это настоящая любовь?!
- Да,Маринушка,и не только это,но и многое иное,о чем я еще не поведал.
- Так скажите же!!!
- Скажу-скажу,конечно. Вот ты была преисполнена смущения перед своей наготой,вынырнувшей из омута зеркала. Сохрани это в себе навсегда: нежность,кротость,застенчивость,стыдливость,робость. Именно такая женщина,наиболее далекая по образу от мужчины,завладевает им страстно. Знай: сила любви определяется пропастью разделения,пространством отдаления. Боготворение заложено в культе мужской любви. Женщина редко являет собой тот образ красоты,перед которым можно преклоняться. Именно поэтому любовь и приносит мужчине такое жгучее разочарование,так ранит несоответствием образа женщины с красотою вечной женственности. Но высший,мистический смысл любви не в преклонении и боготворении женщины как воплощения красоты,вне лежащей,а в приобщении к женственности,в слиянии мужской и женской природы в образе и подобии Божьем,в андрогине. В высшей любви женская и мужская природа перестают быть чуждыми и враждебными. Необходимо очищение от эротического обоготворения женственности,перенесенного на саму божественную жизнь.
Уф,я тебя,Маринушка,однако,уморил. Но должен отметить еще одно: выйдя замуж,как можно дольше сохрани дистанцию во взаимоотношениях с супругом,ни в коем разе даже не пытайся почувствовать его своей собственностью,предаться панибратству. В идеале - обращайся к нему "на вы",сохрани такую форму обращения как можно дольше.
- Как с вами? - Если угодно,да. Мы с тобой привязались друг к другу физически и
духовно,эта привязанность не омрачилась никакими размолвками. Тут - дружба,тут - родство душ,тут - любовь,надеюсь...
- А нас не могли бы обвинить в разврате или извращенности?
- Почти общий закон развращенности - неспособность к сильной любви,так сказать - роковой. Отличительная черта развращенного человека - он безличен в сношениях с партнерами. Для него существует удовольст-
вие,но нет привязанности. Нет избрания,нет исключительности. А разве
кто-то заменял мне тебя?
- Нет-нет,конечно нет! Но ведь мы такие разные,особенно в возрасте...
- О! Именно в этом и заключается "изюминка" взаимоотношений полов. Сила любви определяется контрастом и отдаленностью любящих друг друга. В случае немалой разницы лет,главный колорит любви состоит в чувстве защиты и покровительства,конечно,старшего к младшему. А со стороны младшего - в чувстве благоговения,почтительности,немножко страха,уважения,сплетенного со страстью и с доступностью предмета страсти.
Понимаешь,физиологическое воззрение на пол совершенно неверно. В любви пол - уже не физиология,хотя и спускается до нее. Да ведь и "физиология" имеет в себе темную,необъяснимую сторону,противоположную неживой природе. Именно когда неживая природа переходит в таинства биологии,свершается начало перехода в пол,точнее - она начинает быть под управлением пола как души.
Конечно,человек любит не физиологически,а душевно: физиология не знает избрания,предпочтения - она вообще не имеет лица. А любовь - это бесконечно личное чувство. Тайна любви может проявиться во всей своей трансцедентности,когда она возникает,например,между сорока- и шестнадцатилетними. Будто бы тянется "колыбель" к "гробу" и наоборот. Все взаимосвязано,все обнимается.
- Ой,мне как-то не по себе стало. "Колыбель к гробу"...Жуть.
- Не "жуть", а особенность любви в ее ярких проявлениях. "Дальность" и "расстояние" - непременные побудители любви,а что может быть далее,чем "смерть" и "рождение"?! Поэтому в редчайших случаях,когда загадочным мистическим путем они устремляются навстречу друг другу,почти ничто не в силах их остановить,не разрушив их хрупкого существа. Ничего нельзя представить глубже всепоглощающей нежности,каковую испытывает старший к юному. "Старость" служит прекрасному. Здесь чувство и никакой "физиологии". Физиология осторожна,смешного боится. А любовь - нет! Такая любовь - это победа "завтра" над "вчера",будущего над прошлым.
И еще: сберегай чистоту своей души как можно дольше,лучше всего - навсегда. Это величайшее твое достояние,эквивалентом которого не послужит никакой наряд,никакой шарм. Поэтому,если тебя "кольнут" когда по поводу одеяния и прочей житейской мишуры - не бери в голову,это мело-