чи. Но убойся "потерять себя".
Да,потом Галатея уехала. И потекла для Пигмалиона река земного времени без нее. Однако,спустя годы вдруг раздался телефонный звонок и далекий-далекий голос Галатеи вымолвил:"Спасибо вам за все-все. Дни,проведенные с вами,оказались лучшими в моей жизни..." - Может ли любящий смертный желать большей награды?!
Ну,а мы,уважаемый читатель,обратимся к теперь уже трезвым размышлениям и воспоминаниям Ешки. - Есть глубокое,трагическое несоответствие между любовью женской и любовью мужской. Между ними странное непонимание и драматическая отчужденность. Женщина - существо совсем иного порядка,чем мужчина. Она гораздо менее человек,а гораздо более - проявление природы. По своей сущности она - носительница половой стихии. Половая жизнь захватывает женщину целиком. Анюта с гривой черных волос и омутом синих глаз тому живое свидетельство. "Вьется алая лента игриво в волосах твоих темных,как ночь..."- непроизвольно напел Ешка и смущенная улыбка коснулась его губ,разгладив глубокие складки у рта.
- Женщина - это не совсем человек. Животные инстинкты переполняют ее,иногда являясь основой сущности. И сколь бы ни была она прелестна, последствия этого могут быть ужасающи. О,Леда... Солнечное существо,пленившее детскую душу - сколь удручающ твой образ...
Женщина всегда живет одним,не вмещая в себя многого. Она с трудом воспринимает способность мужчины овладевать полнотой бытия. Женщина гораздо более способна отдаваться чему-то одному,тому,что ее сейчас захватило: например,переживанию,вытеснившему всю остальную жизнь,весь мир,или делу (значительно реже). У женщины одно становится всем,в одном она видит все,в одно все вкладывает. Светлые образы Татьяны и Людмилы убеждают меня в этом.
Все бытие отождествляется женщиной с тем состоянием,которое в данное время ею обладает. С этой особенностью женской природы связано сравнительно слабое чувство личности и большая зависимость от времени,от сменяющихся переживаний.
В мужской природе сильнее чувство личности и большая независимость от сменяющихся во времени состояний,большая способность совмещать всю полноту духовного бытия. Мужчина не склонен безраздельно отдаваться радости любви или страданию - у него всегда еще есть его творчество,его дело,вся полнота его сил. - Неуемный поклонник Ее Величества Звездной Ночи,неистовый Онурез де Бульбак - свидетельство тому.
Личность женщины подвержена распадению на отдельные переживания и
она готова к жертвенному закланию себя во имя этого переживания. Именно поэтому женская природа так склонна к гипнозу и к одержанию. Женская истерия имеет связь с этой особенностью и корни ее метафизические. С этим связано и все высокое в женщине и низкое в ней. Прелестные девушки - Лорка и Маринка,Леда,сокрытые покровом тихих печалей,сотканная из света Валя,Людмила - это ведь все о вас. Но Татьяна,Эльвира Федоровна и Эля тому весомое возражение.
Женщина часто бывает гениальна в любви,она вкладывает в любовь всю полноту своей природы и все упования свои связывает с любовью. Мужчина же не вкладывает в любовь всего себя. В стихии женской любви есть что-то грозное и поглощающее,как океан. Притязания женской любви так безмерны,что никогда не могут быть выполнены мужчиной. На этой почве вырастает безысходная трагедия любви. Раздельность мужского и женского - этот знак падения человека делает трагедию любви беспросветной. - О,Галатея и Татьяна - вы снова предо мной...
А если приподняться чуток над поверхностью бушующего моря житейского,то половая любовь связана с самим существом личности,с утерей человеком образа и подобия Божьего,с падением андрогина,в котором женственность была не чуждой ему стихией,внешне притягивающей,а внутренним началом человека. И религиозный смысл любви половой,эротики в том,что она является тогда источником движения личности ввысь,творческого ее восхождения. В подлинной любви есть творческий прорыв в иной мир,преодоление необходимости. Любовь - явление горное,а не равнинное. Любовь
- полет,сокрушающий любое любое "равнинное" устроение. Именно любовь побуждает продираться через энергетические барьеры параллельных миров,дабы попасть в объятия очаровательных "Валь" подлунного мира.
В любви-дружбе нет той отчужденности и в то же время притягательности,какая есть в любви половой. В дружбе нет той полярности,притягивающей противоположные стихии,и нет такого сочетания любви с враждой. Дружба наполняет жизнь личности положительным содержанием,но не затрагивает первооснов личности. Пол разлит по всему человеку. Дружба лишь часть его,лишь душевная функция. Но в подлинной,глубокой дружбе есть элемент эротический - есть если не прямая,то косвенная связь с полом. Энергия пола,энергия жажды соединения может быть направлена и на дружбу. И та лишь дружба полна высокого смысла,в которой есть напряжение половой энергии. - Эля и Иванко,"Идущие Млечным Путем" - это же о вас.
Любовь половая знает тайну двух и она коренится в полярности распавшихся стихий. В христианской любви есть отблеск небесной эроти-
ки,есть направление на все человечество и на весь мир энергии пола.
Любовь половая преодолевает греховное распадение мужского и женского в нездешнем соединении двух. Падение и распад человека были связаны с полом. С ним будет связано и окончательное воссоединение. Только в небесной эротике нет скуки всего земного,смертельной скуки приспособления к необходимости. - О служитель и почитатель Звездной Ночи! - о тебе ведь все это (см.приложение).
Но путь к всеобщему людскому примирению в любви пролегает только через духовный андрогинизм (от чего ушли - к тому и возвратитесь). Андрогинизм и есть окончательное соединение мужского и женского начал в высшем богоподобном бытии,окончательное преодоление распада и раздора,восстановление образа и подобия Божьего в человеке. - Мудры земные религиозные философы,пришедшие к таким воззрениям.
В андрогинизме разгадка той тайны,что в Абсолютном Человеке - Иисусе Христе не было видимой людям жизни пола,поскольку в лике его не было распадения,рождающего земную жизнь пола. Через любовь отчужденная женская природа воссоединяется с природой мужской,восстанавливая целостный образ человека. Поэтому любовь - путь восхождения падшего человека к богоподобию. В эротике есть искупление полового греха человека. В андрогинизме осуществляется взаимопроникновение всех клеток мужской и женской природы,предельное их слияние. Связь любви эротической с андрогинизмом и есть ее связь с личностью. Всякая личность по-своему андрогинична. В любви должна открыться не только тайна женственности и не тайна мужественности,а тайна человека. Эротическое потрясение - путь выявления красоты в мире.
С чувством исполненного долга Ешка-Пигмалион заснул на жестком холостяцком топчане."
Диссонансом довольно трезвым рассуждениям о любви Ешки-Пигмалиона звучит чувственная история Людмилы из той же "Пентаграммы" [39]. Бывший ее ученик Иванко и его возлюбленная - Лорка (воспитанница Людмилы) поклялись друг другу "в вечной любви". Однако,Лорка не дождалась Иванко из армии,"загуляла" и уехала в Москву [36]. По возвращению из Афгана,Иванко обнаруживает у Людмилы трактаты "Ветка Персика" и подозревает,что она способствовала развращению Лорки. Будучи в гостях у Людмилы,Иванко напивается "до потери сознания" и насилует бывшую учительницу из мести за предполагаемое растление возлюбленной. Следует отметить,что до этой драмы Иванко мечтал,чтобы Лорка с годами стала именно такой,как любимая учительница - Людмила. И вот после безумной ночи
наступает утро,а с ним и пробуждение Иванко,крепко спавшего на полу в
квартире учительницы.
"Иванко проснулся от того,что луч солнца,словно соломинка,щекотал ему нос. Громко чихнув,приподнялся и диковато осмотрел незнакомую обстановку. - Где я? - вырвалось у него.
С торжественным визитом в гостях у бывшей учительницы,- как гром средь ясного неба прозвучал знакомый,но непривычно издевательски-ироничный женский голос.
Иванко рванулся было вскочить,но обнаружил,что под простыней он "в чем мама родила". Его взгляд лихорадочно заметался в поисках одежды и споткнулся,натолкнувшись на взор серо-стальных суровых глаз. Людмила Александровна сидела босая в кресле,одетая в тот же халатик. Суровость в ее глазах постепенно сменялась нескрываемым любопытством.
- Людмила Александровна,как я оказался здесь на полу,в таком виде? Где моя одежда? Какой кошмар,- залепетал Иванко.
- Во-первых,не Людмила Александровна,а Людмила,еще лучше - Мила,поскольку вчера изволили-с настоятельно со мной пить-с на брудершафт. Чтя восточные традиции,я редчайшему гостю отказать не смогла. Так вот,дражайший Вася-Василек: мы теперь только на ты-с (женщина сидя,комично изобразила реверанс). Кроме того,в традициях брудершафта так меня лобзали,что до сих пор больно притронуться к губам.
Во-вторых,Вася-Василек,ты проявил не лучшие рыцарские и братские качества,поэтому и лежишь нагишом под простынкой. Облачение твое,то есть одежда,в надлежащем виде и полной сохранности. Так что не изволь беспокоиться. Сейчас ты все получишь,потерпи минутку - я же вынесла адскую ночь.
А теперь ответь-ка мне дражайший младший брат мой,Василек,как это тебя армия или Афган превратили из милейшего юноши в жестокого,беспощадного насильника?
- Какого насильника? - наконец выговорил Иванко.
- Самого натурального,полюбуйся: она мгновенно распахнула халатик и пред Иванко предстало красивое женское тело в пляжном купальнике,покрытое огромными и небольшими синяками и кровоподтеками. Инстинктивно взметнулась рука Иванко и прикрыла его глаза.