Смекни!
smekni.com

Творчество и любовь как фундаментальные аспекты экологии человеческого духа (стр. 6 из 40)

К.Э.Циолковского[14].

Им не игнорируется,что "оккультизм не признает в космосе неорга­нического." Используемое наукой выражение "неорганическая субстанция" означает просто,что латентная жизнь,дремлющая в молекулах так называе­мой "инертной материи",непознаваема. Все во Вселенной,во всех ее царс­твах,есть сознание,т.е. наделено сознательностью своего рода и своего собственного плана восприятия. Пространство им рассматривается как "чувствилище Бога".

Автором [15] отмечается,что у двух теоретических систем,оказавших на Циолковского наибольшее влияние,- дарвино-спенсеровского эволюцио­низма и теософского эзотеризма - много общего(!) Так стоит ли ломать копья,столь непримиримо противоставляя рациональное и иррациональное в постижении несомненно единой сущности Мироздания?! Мистика вполне мо­жет быть рассмотрена как продолжение эволюционизма дарвинизма! Глубин­ная связь между теософским мистицизмом и космизмом не оставляет ника­ких сомнений,так же как несомненна их связь с дарвино-спенсеровским эволюционизмом,позитивистской натурфилософией и социально-политическим обустройством вообще. Так стоит ли современным исследователям отлучать

интуитивное постижение от логического? Диссонансом этому звучит,в

частности,такая оценка трактата[1]:"...Одни идеи плавно перетекают в

другие,философские размышления сменяются огромными выдержками из нео­публикованных рассказов или повестей автора,перечень идей мыслителей,к авторитету которых обращается автор,отражает лишь интуитивные потоки мысли и не имеют какой-то логической системы. Высокая философия пере­мешана с политическими страстями..." - А собственно,почему бы и нет. Автор трактата просто продолжает традиции Д.Андреева,Циолковского [5] и Вернадского В.И. (ниже будет подробно показано как последний лихо перемешивает "высокую философию" с "политическими страстями". Вселен­ная-то живая и далеко не все в ней логично!

Как отмечается в [68],в истории философии различению закрытой и открытой рациональности в известной мере соответствует разграничение рассудка и разума так,как оно проводилось в немецкой классической фи­лософии у Канта и Гегеля. В ней рассудок выступает как мыслительная деятельность в рамках определенных фиксированных форм мысли,осуществляет

нормативно-ассимиляционную функцию по отношению к материалу чувствен­ности. "Разум" же - это рациональность,способная к творчески-конструк­тивному развитию своих позиций в результате самокритики при обнаруже­нии каких-либо данностей,не укладывающихся в рамки этих позиций.

Автор трактата призывает ярых приверженцев традиционной науки и своих уважаемых оппонентов к самокритичности. Вспомним,что в философии науки ХХ века идея принципиальной открытости рациональности получила выражение во взглядах К.Поппера. Он считал,что критерием научной раци­ональности тех или иных концепций является не просто подтверждае­мость,а способность выдержать критическое испытание в столкновении с возможными контрпримерами ("критический рационализм" Поппера). Уста­новка на открытость,самокритичность рационального сознания скорее мо­жет существовать в виде некоего императива,который регулируется лич­ностными усилиями носителей рационального сознания в конкретных ситуа­циях - наподобие императивов нравственного сознания. С этим нельзя не согласиться.

Рациональность формируется как специфический тип ориентации в ми­ре,связанный с определенными способами работы с его познавательными моделями. Философия в противоположность мифологическому сознанию дела­ет предметом критико-рефлексивного осмысления сами основания выработки "картин мира".

Вспомним,что в кантианстве научная рациональность,"теоретический

разум" выступает лишь как одна из форм отношения человека к миру,как

ограниченная форма,которая с необходимостью должна дополняться "прак­тическим разумом",ценностными формами сознания. В настоящее время на­учная рациональность все более начинает ассоциироваться с работой в замкнутой системе науки. Как отмечается в [68 ],"физическая мысль движет-

ся от рассмотрения механоподобных систем к саморегулирующимся или са­моразвивающимся системам органического типа,которые не исключают и мо­мента историзма". Именно этим открывается возможность для сближения физического и биологического мышления,включающего элементы теоло­гии,представления о "жизненной силе". Включение в картину физической реальности самоорганизующихся и развивающихся систем предполагает об­ращение к философско-мировоззренческим традициям,альтернативным по от­ношению к механистическому аналитизму классической науки,которые ранее третировались (а отчасти это продолжается и ныне) как устаревшие и не­научные.

О несовместимости моделирования природных явлений в артикулируе­мых "технологических" конструкциях того типа,которые характерны для математизированной физики,со стилем мышления естествоиспытателя,для которого реальное наблюдаемое природное явление надо воспринимать как оно есть в его целостности,органичности,писал В.И.Вернадский [71].

Синергетик С.П.Курдюмов указывает на плодотворность для развития последней идей восточной философии и вообще древней мудрости (цитир. по [68],с.103).

Но прежде всего преодоление дегуманизации естественнонаучного знания и выросшего на этой основе контраверзы сциентизма и гуманизма осуществляется благодаря четкому осознанию включенности человека как субъекта познания в само тело научного знания. В науке имеем дело не с картиной объективной реальности как таковой,а с ее частными моделя­ми,построенными на основе некоторых исходных установок субъекта,его предпосылок. Научная модель реальности является результатом взаимо­действия,если угодно,"игры" субъекта научно-познавательной деятельнос­ти с реальностью.

В этой связи вновь обратимся к философии. Так,в [15] высказывает­ся весьма интересная мысль,что с идеями "военного коммунизма" Циол­ковский несколько опередил большевиков,а проявленный им радикализм в чем-то оказался неприемлемым даже для Ленина и Троцкого. По мнению ав­тора трактата,современным приверженцам" космической философии" следует боле пристально всмотреться в социальные и экологические последствия

построенных на ее основе проектов. Ни при каких условиях из этой фило­софии нельзя устранить "теорию разумного эгоизма",требующую,по Циол­ковскому,уничтожения "несовершенных" форм животной и растительной жиз­ни. "Страдающего убей" - такова самая краткая формула космического пу­ти к "вечному блаженству" вездесущего неуничтожимого чувствующего ато­ма,безродного и беспамятного "гражданина вселенной". Взявшись управ­лять человечеством,это дитя досужей фантазии ученого ума действительно осуществит на Земле "идеальный строй общественной жизни" и,отобрав для размножения одну лучшую пару людей,безболезненно усыпит или кастрирует всех остальных...Желающего ознакомиться с подобными воззрениями Циол­ковского можно адресовать к[14].

А может быть гений прав? И иного пути у человечества в далекое будущее попросту нет? Есть ли будущее у гуманизма и демократии? - Воп­росы.вопросы... А тем временем в умы наших" интеллектуалов"-демократов пришла старая мифология плутократии,культ "золотого тельца". А не вос­пользуется ли "космической философией" это свободное от страданий "жи­вотное" в своих ненасытных притязаниях?! Ау,интеллектуалы,охолоньте и опомнитесь.

Рациональность как духовная ценность является поэтому необходимым в культуре противоядием против всякого рода аутизма в сознани,"замыка­ния" на себя,на собственную культурную,социальную,национальную,лич­ностную ограниченность. Любого вида "менталитет",будь он индивидуаль­ным или коллективным,никогда не свободен и не может освободиться от такого рода ограниченностей,"конечности". Следует стремиться к выра­ботке по возможности адекватной познавательной позиции,в рамках кото­рой познающий субъект способен критически-рефлексивно рассмотреть и собственный "менталитет",собственное сознание,включая его мотивацион­но-смысловую сферу. Обнадеживающие пути для научного познания на этом поприще открывает синергетика [72].

Возвращаясь к обмену мнениями по трактату[1] с любезными оппонен­тами,отметим еще один небезынтересный нюанс.

Оппонент:"...Снова обращается к "Розе Мира", ставит вопросы о злободневных экономических проблемах и все это - вместе,без каких-либо разделов,"перегородок",без плана,без руля и без ветрил. Словно специ­ально,чтобы любой критик воскликнул:"Ну и каша!" - Блестяще! Именно так и задумано: Специально! Чтобы уважаемому терпеливому читателю было легче разобраться какие "ветрила" влекли и куда правили "рули",теперь­основные положения трактата [1] пронумерованы по пунктам от первого до

девятнадцатого (хорошее число 19! - Исходя из нумерологии,1+9=10,

1+0=1, 1 - "Солнце" - прелестно!). А вот "каша"...- Увы,в жизни нет

"перегородок": все идет то параллельно,то переплетаясь иногда в замыс-

ловатые узлы и клубки. Наши научные работники больны "диссертационной

болезнью",о которой немало сказано в [37] и нет смысла повторяться.

Традиционная наука нагородила столько "перегородок",что врач,знающий про что-то там в носу,ни бельмеса не смыслит в том,что происходит в глазу и т.д,,и т.п. А мир един,человеческое сообщество - тоже(хотя и воюет все время). Ныне на Амазонке вырубают тропические леса,а в Моск­ве из-за парникового эффекта год за годом идут теплые зимы - такая вот зависимость. Человек - единый организм (хотя хирург может не смыслить в психоневропатологии): все происходит в целом и во взаимосвязи. Так и в трактате [1]: все - во всем.