Философские взгляды Т. Гоббса
СОДЕРЖАНИЕ
I.Введение.
I.I Жизнь Т. Гоббса
Филосовская система Гоббса
II.I Предмет и метод философии
II.II Философия природы
II.III Теория познания
II.IV Мораль и право
II.V Учение о государстве
II.VI Учение о религии
II.VII Учение о человеке
III.Заключение
IV. Литература
I.I Жизнь Т. Гоббса
Веком гениев называют 17-е столетие историки философии и естественных наук. При этом они имеют в виду множество блестящих мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувших естественные науки, особенно философию. В созвездии их имен первостепенное место принадлежит имени английского философа, создателя системы механического материализма Томасу Гоббсу (1588-1679),который являлся поборником естественнонаучной методологии и считал поведение и психику человека безостаточно подчиненными законам механики.
Томас Гоббс родился 5 апреля 1566 г. в г. Мальмесбюри, в семье священника. Уже в детском возрасте он обнаруживал выдающиеся способности и одаренность. В школе хорошо овладел древними языками - латинским и греческим. В пятнадцать лет Гоббс поступил в Оксфордский университет, где преподавалась схоластическая философия. Получив степень бакалавра, он приступает к чтению лекций по логике. Вскоре ему представляется возможность совершить продолжительное путешествие по Европе. Его пребывание в Париже совпадает как раз с одним крупным событием, которое потрясло тогда Францию и которое произвело, несомненно, сильное впечатление на Гоббса: убийство Генриха IV, совершенное Равальяком. Это событие направило внимание Гоббса в сторону политических вопросов; оно заставляет его в особенности задуматься над ролью церкви в ее отношениях к государству. Он провел целых три года во Франции и Италии, где имелвозможность ознакомиться с новыми направлениями и течениями философской мысли. Убедившись в полной бесполезности для жизни схоластической метафизики, Гоббс оставляет свои занятия по логике и физике и обращается к изучению классической древности. Он предается изучению греческих и латинских авторов- философов, поэтов, историков. Результатом этих занятий явился блестящий перевод(1628 г.) на английский язык великого античного историка Фукидида. Это была первая литературная работа будущего философа, которому, однако, пошел уже сорок первый год. К тому же времени относится и его личное знакомство с Ф. Бэконом, с которым он поддерживал дружеские связи, но философское мировоззрение, которого его не удовлетворяло. Ко времени их знакомства Бэкон опубликовал свой главный методологический труд "Новый Органон"(1620).
В 1629 г. Гоббс совершил вторую поездку на континент, которая оказалась для него по своим результатам более плодотворной. Он случайно ознакомился с "Элементами" Евклида, и это обстоятельство дало ему толчок в смысле понимания полезности и целесообразности математического метода. У Гоббса появилась мысль о возможности и необходимости применения математического метода в области философии. Заветной мечтой Гоббса было изучение, прежде всего, общественных проблем, природы права и государства, но именно для изучения этих объектов и требовалось найти новый метод. Познакомившись с Евклидом, он решил, что общественные отношения людей должны быть изучаемы геометрическим методом.
Решающее значение в смысле полного оформления взглядов Гоббса имела третья поездка на континент. Во Флоренции он познакомился с величайшим ученым и физиком того времени - Галилеем. В эту поездку Гоббс сделал новое завоевание - предметом его интереса становится проблема движения. Так складывались отдельные элементы его философской системы: в основу ее было положено движение тела, которое подлежало изучению при помощи геометрического метода.
В 1637 г. он вернулся на родину. В 1640 г. он выпускает в свет свое первое политическое сочинение "Основы философии". Эта работа ставит себе целью защиту неограниченности прав верховной власти, т.е. короля. После обнародования книги Гоббс понял, что оставаться в Англии дольше для него небезопасно, и он решил заблаговременно уехать во Францию.
Последнее длительное пребывание Гоббса во Франции сыграло огромную роль в его философской деятельности. Здесь он познакомился с научными и философскими идеями Р. Декарта, получавшими все большее распространение. Гоббс написал на переданную ему рукопись важнейшего философского произведения Декарта - "Метафизические размышления", свое произведение "Возражения" с сенсуалистическо-материалистических позиций. Полемика с Декартом способствовала выработке Гоббсом оригинальной и стройной системы философских воззрений. Но главный его интерес был по-прежнему сосредоточен на социальных вопросах, которые оставались наиболее актуальными для Англии, где началась революция и гражданская война. Это объясняет, почему обнародование своей системы Гоббс начал с третьей ее части, которую он назвал "О гражданине"(1642 г.). Работе "О гражданине" должны были предшествовать две другие части: "О теле" и "О человеке". Но политические события в Англии заставили его поспешить с изданием именно третьей части системы. Великая гражданская война на его родине, тянувшаяся с 1642 г. и завершившаяся полной победой республиканской партии, во главе с Оливером Кромвелем, и казнью короля Карла I в 1649 г., заставляла Гоббса уделять почти все внимание политическим проблемам. В 1651 г. в Лондоне было опубликовано самое знаменитое произведение Гоббса "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского". "Левиафан" был задуман Гоббсом как апология абсолютной власти государства. Этой цели служит уже само название книги. Государство уподобляется библейскому чудовищу, о котором в книге Иова говорится, что на свете нет ничего сильнее его. Гоббс, по его собственным словам, стремился "поднять авторитет гражданской власти", с новой силой подчеркнуть приоритет государства перед церковью и необходимость превращения религии в прерогативу государственной власти.
Вскоре после выхода этого произведения Гоббс переехал в Лондон, где Кромвель торжествовал победу, как над роялистами, так и над революционной стихией народных масс. Он одобрительно отнесся к возвращению Гоббса. Здесь на родине, философ завершил изложение своей системы, опубликовав в 1655 г. сочинение "О теле", а в 1658г. сочинение "О человеке". Три главных произведения : "О теле", "О человеке" и "О гражданине", отличающиеся единством замысла и исполнения, носят общий заголовок - "основ философии". Выношенная в течение многих лет, философская система была закончена во всех частях. Гоббс был уже глубокий старик.
Республика пала, наступила эпоха реставрации. 25 мая 1660 г. Карл II совершил свой торжественный въезд в Лондон. В годы реставрации монархии Гоббс переживал весьма трудные времена. Философа подвергали травле, обвиняя его, прежде всего в атеизме - весьма распространенное и опасное в те времена обвинение. "О гражданине" и "Левиафан" были включены католическим духовенством в список запрещенных книг.
Автор "Левиафана" был объявлен безбожником. Началась травля философа. Роялисты ставили Гоббсу в вину то, что он отрицает божественный характер власти монархов и королевские прерогативы. Они не могли простить ему призывы к повиновению республике.
"Левиафан" был в Англии запрещен. В 1668 г. году Гоббсом было написано сочинение под названием "Бегемот", или "Долгий парламент". "Бегемот" представляет собою историю революционного времени. Только через десять лет удалось напечатать это произведение в сокращенном виде.
Через три года после смерти философа Оксфордским университетом был издан декрет против вредных книг и завиральных идей, разрушительно действующих на государство и человеческое общество. В этом декрете почетное место отведено "О гражданине" и "Левиафану", которые через несколько дней после опубликования декрета были торжественно сожжены на площади при большом стечении публики. Так реставрация почтила память великого мыслителя.
Гоббс умер 4 декабря 1679 г. на 91-м году жизни, сохранив духовную и физическую бодрость до конца своего долгого жизненного пути. Он начал свою литературную и философскую карьеру уже вполне зрелым человеком, но зато он вел эту работу в продолжение пятидесяти лет непрерывно.
II Философская система Гоббса
II.I Предмет и метод философии
Тома Гоббс внес огромный вклад в науку и философию. В своем произведении "О теле" английскому мыслителю удалось с наибольшей полнотой раскрыть свое понимание предмета философии. Отвечая на вопрос "что собой представляет философия", Гоббс, как и другие передовые мыслители его эпохи, выступал против схоластики, которая существовала в качестве официальной философии христианской церкви в большинстве западноевропейских стран.
Восприняв аристотелевское положение, который считал, что форма сообщает материи качественную определенность, образует из нее ту или иную реальную вещь, схоластика оторвала форму от материальных вещей, превратила ее в идеальную сущность, отождествила с божественным разумом.
Не смотря на то, что Гоббса считают последователем теории Ф. Бэкона, которого К. Маркс и Ф. Энгельс назвали "настоящим родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки", сам Гоббс считает основателями новой философии Коперника творца новой астрономии, Галилея положившего фундамент механики, Кеплера развившего и обосновавшего теорию Коперника, и Гарвея, - открывшего теорию кровообращения и заложившего основы науки об организмах. Если к основателям новой науки Гоббс не причисляет Бэкона, то это потому, что его метод настолько отличается от метода Бэкона, что он не был даже в состоянии оценить заслуги последнего. Его новый метод, "новая логика", как Бэкон ее сам называет, Гоббсом не признается. "Бэкон является конкретным материалистом, а Гоббс - абстрактным, т.е. механическим, или математическим, материалистом", - так писал Л. Фейербах.