Потом вступает в действие общее ощущение, которое вместе с воображением, памятью и оценкой составляет группу внутренних ощущений. Задача общего ощущения -- группировка, композиция, систематизация неупорядоченных впечатлений, которые доставляют внешние ощущения. Воображение как хранилище задерживает образы объектов, когда те больше не существуют или не воздействуют на органы чувств, производит различные комбинации и деление ощущений. Воображение обеспечивает непрерывность чувственной жизни, способность фантазии, сновидений, мечтаний. Благодаря этому вырабатываются представления. Представление об отдельных вещах, созданное общим ощущением и сохранённое в воображении, осуществляется чувственной памятью (ибо интеллектуальная относится к рациональной душе) : "Хранение образов отдельных вещей, сформулированных общим ощущением и воспринятых воображением, осуществляется чувственной памятью". Заключительный этап чувственного восприятия -- деятельность оценки. Она присуща прежде всего животным, даёт им возможность правильно ориентироваться, выбирать, что им полезно и что вредно, чего нужно избегать, а чего следовать. Эта способность животных - инстинкт, заменяющий им интеллект. У человека же оценка -- это вид мышления, особый разум, который подводит человека к высшей ступени познания -- познанию интеллектуальному.
Итак, познание начинается с чувственного восприятия. Дальше у человека познание сопровождается осознанием предметов ощущений и, наконец, выработкой сложных представлений и понятий. Здесь Конисский подчёркивает связь практического и теоретического знания. Абстрагирующая, обобщающая деятельность разума служит для лучшего и более глубокого познания явлений природы. Изучению операций разума Конисский посвящает отдельный раздел философского курса -- логику, которую он мыслит какнауку, отражающую теоретическую деятельность разума. Вещи, природа относятся к логике, поскольку именно о них складываются понятия и заключения ума. Вещи, познанные через ощущения, отражаются в разуме человека как понятия этих вещей. Конисский называет их "первыми интенциями" в отличие от "вторых интенций" -- понятий, отражающих понятия. Очень ценно здесь утверждение Конисского, что понятия отражают общее, существующее в вещах. Отсюда следует, что он считал первичными вещи, вторичными -- понятия о них.
Данные чувственного восприятия, оформленные разумом в понятия, являются исходным пунктом логического процесса обобщения, конечный результат которого -- определённое, ограниченное число самых общих понятий - категорий, которые лишь отражают и фиксируют естественное соотношение вещей самым общим образом. Конисский считает, что категории -- "естественный ряд родов видов и индивидов, размещённых под одним самым общим родом". Категории, считает Конисский, помогают лучше и глубже понять отдельные вещи.
На основании самых общих понятий разум осуществляет свои сложные операции в процессе познания -- конструирует суждения и умозаключения, характеризующие высшую психическую деятельность. Истинность суждения у Конисского обусловлена истинностью объекта, о котором составлено данное суждение : "Истинность суждения обусловливается объектом".
Итак, три операции разума - образование понятия, суждения и умозаключения - это три ступени, по которым разум человека поднимается к своей главной цели -- приобретению истинных знаний об окружающем мире. Для достижения этой цели разум пользуется лишь ему присущими приёмами : определением, делением и аргументацией. Без таких приёмов невозможно глубоко познать любую вещь.
Природа вещей так разнообразна и богата, что человеческий разум не может одинаково совершенно знать все вещи. Одни ему более известны, другие -- менее. Из этих вещей некоторые обладают естественной связью, благодаря которой наш разум, охватив более известное, легко схватывает менее известное. Так из связи одного с другим разум выводит связь с третьим и приходит к его познанию. Для такого способа познания и служит третья операция разума -- силлогизм, в результате которого мы получаем умозаключение. При этом более известное называется аргументом, а ход мысли, которым она поднимается от известного к неизвестному, -- аргументацией.
Итак, знание Конисский характеризует как "определённое познание необходимой вещи посредством ближайшей причины", представление же -- "познание с предостережением несуществующей вещи или существующей, но не ближайшей причины, а из определённых случайностей". Знание мы можем получить о вещах, необходимо существующих в природе; представление же -- и о существующих, и о тех, которые никогда не существовали и существовать не будут. Характерный признак знания -- определённость, представления -- неопределённость или "предостережение". Знание -- необходимая ступень, представление -- вероятная, и они могут существовать вместе. Подлинное знание можно приобрести только путём обучения и из многолетнего опыта.
Познавательные операции разума Конисский связывает с языком. В языке -- мире знаков отражается мир вещей. Язык Конисский делит на внутренний и внешний. Внутреннюю речь изучает логика, внешнюю -- грамматика.
Высказывая безграничную веру в силу человеческого разума, Конисский в то же время понимает историческую ограниченность познания. Он сам, нисколько не стесняясь, признаётся слушателям своего курса в том, чего он не знает, однако глубоко верит в возможности науки и всячески побуждает к познанию тайн природы.
Самое важное в теории познания Конисского -- высокая оценка роли ощущений, чувственного опыта и разума как орудия научного познания. Положительные моменты этой теории созвучны с теорией познания М.В.Ломоносова и других отечественных прогрессивных мыслителей того времени.
4). ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ.
В центре своего этического учения Конисский ставит вопрос о ценности и смысле жизни. Конисский определяет предмет этики, сообразуясь с этими требованиями времени : "Этика -- наука практическая, касающаяся действий человека, направленных к моральному добру или согласованных со здравым смыслом". Этика Конисского -- это этика периода практического освоения мира. Его интеллектуализм основывается на полном доверии к человеку, к его разуму. Именно разум выступает критерием морального поведения. Задачу этики он видит в том, чтобы научить человека управлять своими действиями и чувствами. Разумный человек не подавляет свои страсти, а руководит ими, сдерживает в разумных, умеренных рамках.
Влияние идей рационализма чувствуется и в учении Конисского о добродетелях и пороках. Человек сам способен выбрать середину между двумя крайностями, и эта разумная середина является добродетелью. Такая постановка вопроса превозносит роль человека, его активность, инициативу, поднимает ценность воспитания. И хорошие поступки, и страсти, и добродетели, и пороки -- всё во власти человека, он сам руководит своей жизнью, направляя её по доброму или порочному пути. Этика Конисского утверждает активность человека, его власть над природой. Человек у Конисского по своей природе, как и все существа на земле, склонен и тянется к добру. Это свойство человеческой природы не сводится только к "мыслительной деятельности" людей, а проявляется в повседневных чувственных, материальных потребностях каждого индивида : "Всё, что действует, всей своей деятельностью желает добра", "Только добро желанно, и всё желанное -- добро", "Если кто-то желает зла другому, то желает его как добра себе".
Этика Конисского излагает моральные нормы в духе гуманистических традиций, акцентирует внимание на изучении и прославлении человека и человеческого. Решая проблему смысла человеческого бытия, Конисский провозглашает счастье и радость земной жизни её высшим идеалом и принципом. В основе решения данной проблемы он поставил кардинальный постулат своей концепции : человек -- чувственное существо. Жизнь с предоставленной ею способностью чувствовать является первопричиной, условием и естественной основой счастья. Надо отдать должное Конисскому, который прославлял земную, чувственную жизнь человека, когда религия порицала и игнорировала её, а рационализм Нового времени со своей концепцией человека-машины её недооценивал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Философские взгляды Г.Конисского явились отражением неминуемого исторического процесса, происходившего в нашей стране, который поставил под сомнение многовековые религиозные догмы, вступавшие в открытую борьбу с новейшими научными достижениями. Кроме того, деятельность Конисского сыграла положительную роль в развёртывании национально-освободительного и антифеодального движения народных масс.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1). Кашуба М.В. Георгий Коннисский,
Москва: Мысль, 1979.
2). Немировская Л.З. Философия: курс лекций,
Москва, 1995.
3). Фролов И.Т. и др. Философский словарь
(издание 5), Москва: Издательство политической
литературы, 1987.
4). Фролов И.Т. и др. Введение в философию,
Москва: Издательство политической литературы,