Содержание:
1. Введение | 3 |
2. Специфика объекта социального познания | 4 |
3. Пути преодоления современного экологического кризиса | 9 |
4. Заключение | 15 |
5. Список использованной литературы | 17 |
1. Введение
Всякое знание в определенном смысле социально, так как является знанием человека (общества) и служит его целям. Поэтому в строгом значении этого понятия социальное знание не может быть связано с методами какой-то одной конкретной науки. В силу сложности самого объекта познания (человек и общество) границы изучающих его отдельных наук относительно условны и подвижны.
Если в период "осевого времени" (термин К. Ясперса) философия была аккумулятором всякого знания, то позднее науки постепенно определяли свои предметы и методы, а с ходом времени вырисовалась и специфика самой философии. Уже в совсем недавнее время одной из последних самостоятельной наукой стала психология. Ее открытия XX века, идущие, прежде всего от аналитической психологии К. Юнга, сблизили социальную философию и психологию, особенно в попытках проанализировать соотношение личности и толпы, социальную и психологическую механику власти, соотношение индивидуальности и общества.
Сегодня для всех областей науки характерны тенденции к интеграции. Например, вряд ли кто согласится с определением экологии только как науки о состоянии природной среды. Это еще и наука о путях сохранения среды обитания человека в условиях усиливающегося воздействия на нее его деятельности. Это и наука о путях восстановления разрушенных природных факторов. Поэтому вполне естественно говорить о наличии в структуре экологического знания как естественнонаучных, так и социальных компонентов.
Социальное знание мы можем выделить и в технических науках, особенно в тех разделах, которые изучают не просто техническую систему, а систему "человек - машина". Это, например, системотехника, эргономика и т. д. Интеграция научного знания сегодня подтверждает положение Маркса о том, что в конечном итоге у человечества есть одна наука - история.
Между науками происходит обмен методами познания. Все чаще родившееся из практики математическое знание применяется и в социальном познании. Оно пришло в социальные науки тоже из потребностей практики - надо было исчислять материальные и производственные ресурсы, решать проблемы, связанные с культами, наборами в армию и т. д. Но эти же вопросы рассматривает и социология, занимающаяся кладными научными исследованиями. Социальная филос решает те же проблемы, но в их общем, теоретическом Она выступает по отношению к социологии как методол как самый высокий уровень абстракции, обобщения?
Ту же методологическую роль играет социальная философия и по отношению к другим общественным и гуманитарным наукам. Ведь давно известно, что без предварительного решения общих, методологических вопросов не может быть решен ни один частный научный вопрос. Это ясно было уже в XVII столетии, когда наука из собирающей становилась теоретической и когда Ф. Бэкон поставил проблемуметодав науке.
2. Специфика объекта социального познания
Специфическим способом бытия, выделяющим человека из мира природы, является деятельность. Она становится осознанной еще на этапе внеисторического развития, когда стало возможным зафиксировать, связать отдельные свойства и образы в понятия. Связи и отношения, фиксируемые человеческим сознанием, определяются понятием "познание".
Те знания, которые мы получаем от наших непосредственных связей с природой и людьми, называются обыденными; они дают нам частично неверные, искаженные представления наряду с элементами того, что соответствует сущности вещей и явлений. Это происходит потому, что в обыденной жизни мы имеем дело не с сущностями, а с явлениями, фиксируем вещи и явления не такими, какие они есть, а такими, какими они нам кажутся. И не только в силу того, что сущность и явление не тождественны, хотя и находятся в диалектической взаимосвязи, но и потому, что сам человек никогда не играет роль пассивного наблюдателя, даже когда ставит себе такие цели. Человек "вписан" в природу, в общество. Он имеет разнообразные потребности, интересы и цели. Все это не может не влиять на наши знания о себе и мире. И не только на уровне обыденного знания, но и тогда, когда знание дифференцируется на различные области в силу того, что становится способным проникать во внутренние связи вещей я открывать не только свойства вещей, но и законы их взаимосвязей. На этом этапе возникает научное, теоретическое знание, которое сегодня известно как законы конкретных наук - физики, химии, биологии и т. д.
История зафиксировала тот этап, когда знание еще не было дифференцированным, хотя уже перестало быть просто обыденным. Этой колыбелью науки была Древняя Греция, а единое, неразрывное знание о мире тогда называлось философией.
Из трактата Диогена Лаэрция "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" следует, что Пифагор был первым, кто ввел термин "философия", которое в переводе с греческого означает "любомудрие". Появление этого термина, который очень быстро стал общепринятым, было знаком определенного перелома в сознании древних. Ведь до Пифагора словом "мудрость" (софия) древние греки обозначали всякое практическое умение, доведенное до степени искусства, т. е. мудростью считалось умение хорошо делать вещи. И только появление слова "философия" ознаменовало возникновение "любви к мудрости", т. е. чисто теоретического знания.
Сначала это было знание обо всем, что известно. Пройдет еще очень много времени до того, как из этого единого знания (философии) - постепенно разовьются отдельные науки. Но уже тогда для философов чисто теоретическое знание, размышление становится главным делом их жизни. Поэтому точнее было бы обозначить понятие философии не как пассивную любовь к мудрости (или мудрецам), а как любовь к самому процессу мышления (или мудрствования).
Структура теоретического знания не так проста, как кажется на первый взгляд, потому что в наши представления о мире, наши жизненные программы входит не только знание, каким бы глубоким и дифференцированным на различные отрасли (естественнонаучное, техническое, гуманитарное и т. д.) оно ни было. В знании всегда содержится еще и отношение людей к происходящему в соответствии с их пониманием смысла жизни, потребностями, интересами и целями. Все это и составляет ценностную сторону знания, которая лишает его абсолютной объективности, независимости от человека как познающего, субъективного начала.
Человеческие ценности различны в различные исторические эпохи, которым присущи свои нормы и идеалы - как нравственные, так и эстетические. Кроме того, огромное значение имеют психический склад людей, их менталитет, жизненные устремления. Миропонимание человека (или социальной группы), активно воспринимаемое, сочетаемое с волей и жизненными устремлениями, превращается в убеждение.
Обе стороны человеческого познания нашли свое отражение в понятии мировоззрения как системы, включающей в себя миропонимание и мироощущение, причем эти компоненты не существуют раздельно, они находятся в диалектическом единстве, взаимопроникают друг в друга. Поэтому некоторые знания мы принимаем с недоверием или сомнением, иначе невозможно было бы выработать осмысленность своей жизненной позиции, самостоятельность. Система взглядов, ориентации или теорий, воспринятая некритично, неирочувство-ванно, называется догматизмом (или фанатизмом).
В мировоззрении находит свое отражение не только интеллекгуальный, но и эмоциональный опыт людей. Ведь человек всегда не просто оценивает события, но и переживает их. Эти мировоззренческие эмоции могут быть мрачными - эмоции страха, тревоги или отчаяния (например, переживания за своих близких, за свой народ, за судьбу культуры, за жизнь человечества). Но бывают и светлые эмоций: ощущение счастья, радости, полноты жизни, удовлетворенности своим положением и своими делами.
Философия призвана взорвать прагматическую направленность человеческого сознания. Стремление к власти привело к многочисленным экологическим проблемам, выработало отношение дажек другим планетам как к территории, которую можно использовать. А в период возникновения философии отношение к миру освоенному и звездному было другим. Человек ощущалсебе в единстве с ним.
Философия призвана вернуть нас к собственной духовности,к понимавию того, что каждый человек создается не только природой и социальной сферой, но и делает собственный выбор. Но было бы крайне ограниченным понимать духовность как занятие умственным трудом. Ведь умственная деятельность, даже искусство и поэзия, могут быть бездуховными, только чувственными.
Теоретически осмысленное единство мироощущения и миропонимания и составляют предмет философии. Эта мысль высказана в хорошо известном и часто цитируемом положении немецкого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне".
Во времена античности, когда научные знания еще только возникали, вся наука называлась философией и включала в себя всю совокупность знаний о мире, и о человеке. Постепенно знания дифференцировались, выделялись самостоятельные отрасли науки. Изменилась в ходе исторического развития и структура самого философского знания. Сегодня стали самостоятельными науки, еще менее века назад входившие в философию: психология, формальная логика, этика, эстетика. Все структурные элементы современного философского знания неразрывно связаны между собой. Поэтому можно говорить лишь об относительной, в большей мере условной, чем реальной, самостоятельности в рамках философии и ее составных частей: онтологии (учения о бытии), гносеологии (учения о познании), философской антропологии и социальной философии (учения об отношениях человека и общества как целостной системы). Только в комплексе все философское знание в состоянии дать исторический, а значит, исчерпывающий ответ на три главных вопроса, объединяющие все интересы человеческого разума, которые были гениально сформулированны И. Кантом: