Смекни!
smekni.com

Мировоззренческая система Ж.-Ж. Руссо (стр. 3 из 5)

ным образом нам подобных" (Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.43).

Гоббс, не задумываясь, сразу же переводил стремление к

самосохранению в самолюбие и эгоизм, а Руссо раскрывает долгий

исторический путь, ведущий к такому превращению, вернее один

из путей, совсем не обязательный,- более естественен другой:

любовь к себе, еще прежде чем обернуться самолюбием, умеряется

жалостью к страданиям себе подобного, а лучше сказать, расши-

ряется до сострадания к несчастью других и часто переходит в

это второе чувство.

Императив: "Поступай с другими так, как желаешь, чтобы

поступали с тобой" - проявляется лишь тогда, когда естествен-

ная сострадательность вытесняется эгоистическими наклонностя-

ми, но и в этом случае требования, побуждающие к выживанию

естественного закона, находят действенную силу не в рассудке,

а в совести и чувстве.

По природе человек, согласно Руссо, незлобив, скорее даже

добр, он становится добродетельным, когда, любя добро, еще и

осуществляет его через борьбу и преодоление в себе противо-

борствующих наклонностей. Выполнение долга является внешней

формой добродетели по сравнению с поступками, вытекающими из

естественного стремления к добру, на основе которых чувство

долга формируется и закрепляется в качестве привычки к доброде-

тели, привычки, доставляющей удовлетворенность и наслаждение.

Удовольствия, доставляемые непосредственным естественным со-

чувствием и содействием по природному влечению не поднимаются

до высоты тех, что испытываются при выполнении долга.

Руссо обращает внимание на то, что отказ чувствам в их

спонтанном развитии и совершенствовании, взгляд на них, как на

косные по своей сущности, задержка на их только первоначальных

формах приводит к тому, что эти чувства под неусыпным контро-

лем и опекой разума превращаются в искусственные, перечащие их

собственным первоначальным тенденциям. Заторможенная в своем

развитии любовь к себе оборачивается эгоизмом, вместо того,

чтобы возвеличиться до любви к себе подобным.

В человеке цивилизованном Руссо фиксирует два разных

принципа , из которых один влечет к любви, справедливости, мо-

ральному благу, а другой тянет вниз, подчиняет власти внешних

чувств и пораждаемых ими страстей.

Руссо определенно встает на точку зрения монизма в объяс-

нении противоположностей - оба состояния должны быть выведе-

ны из одной и той же общей природы человека; поскольку же они

даны последовательно во времени, то следует найти переход от

одного к другому.

* * *

Достоинство взглядов Руссо на свободу проявляется в его

чувственно-практическом подходе, в противоположность умозри-

тельно-созидательному, при котором свободу пытаются обнаружить

как некоторый "объект", и, не находя, отрицают ее существова-

ние. Свобода означает у него внутренне рефлексивное отношение:

"быть господином самому себе, практиковать свою волю на самом

себе, властвовать над страстями" (Руссо Ж.-Ж.,Эмиль или о

воспитании,с.40).Преодоление страстей означает нравственную

свободу. Она не привходит из вне в индивида, а вырабатывается

и развивается изнутри. Процесс ее формирования в историческом

плане Руссо связывает с переходом от первоначального, естест-

венного состояния к цивилизованному, гражданскому. Человек как

гражданин расстается со своей естественной свободой, зато при-

обретает свободу моральную.

Во имя свободы воли, во имя совести Руссо отвергал фата-

лизм, предопределенность волевых актов, выступая здесь против

механистического материализма и противореча теологии.

* * *

Одним из центральных вопросов в проблеме свободы человека

и социальных взаимоотношений Руссо считает вопрос о происхож-

дении неравенства. Появление собственности заставляет человека

расставаться со своей свободой, которая по самой своей природе,

и солгасно своему понятию, неотчуждаема. Все дело в том, что

в самой человеческой природе уже произошел перелом. Нера-

венство людей - продукт целого ряда переворотов, преобразовав-

ших человеческую природу, "подобно тому, как, чтобы установить

рабство, пришлось совершить насилие над природой, так и для

того, чтобы увековечить право рабовладения, нужно было изме-

нить природу" (Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.45).

Руссо устанавливает прямую связь появления самолюбивого

рассудочного Я, страстно отстаивающего свою обособленность, с

возникновением частной собственности. В обществе, которое под-

вергается автором " Рассуждения о неравенстве" уничтожающей

критике, личное Я несет в себе чуждые человечности характе-

ристики, свойственные его субстракту - собственности.

Для Руссо очевидно, что современный человек находится в

интенсивном разладе с собой, что в своем действительном су-

ществовании он не является тем, чем должен быть по своей сущ-

ности; он не равен самому себе, потому что существует нера-

венство между людьми. Необходимость установления равенства

Руссо выдвигает как политическое требование времени и обосно-

вывает его результатами исследования происхождения и ступеней

углубления неравенства, раскрытием закономерностей его разви-

тия и исторических тенденций к самоуправлению.

Философ различает природное и социальное неравенство:

природа создает людей различными, но не эти различия обуслав-

ливают социальное неравенство - его причиной является частная

собственность. Руссо видит три причины неравенства: во-первых,

это неравенство общественное; во-вторых, оно возникло истори-

чески; в-третьих, оно связано с появлением частной собствен-

ности. Частная собственность возникает при переходе челове-

чества от естественного состояния к общественному, т.е. явля-

ется продуктом цивилизации.

С точки зрения Руссо, существовавшее до сих пор полити-

ческое устройство не отвечало требованию правосообразности,

оно основывалось не на договоре свободных и равных, а на наси-

лии и угнетении, поэтому, несмотря на все труды мудрейших за-

конодателей, оставалось несовершенным,- оно было плохим с са-

мого начала.

Формирование ассоциации, называемой общественным догово-

ром, предполагает свободное вступление в договорные отношения,

равенство всех отдельных лиц и принятие ими основных законов,

которые выражали бы общие интересы. Общность интересов - это,

согласно Руссо, вполне реальная предпосылка. Каждый из членов

ассоциации добровольно отдает себя - свою личность и все свои

силы в пользу коллективного целого. Условия равны для всех,

каждый, подчиняя себя всем, не подчиняет себя каждому в от-

дельности. Каждый становится неотъемлемой частью целого. Появ-

ляется некоторое общее Я, получающее посредством акта объедине-

ния свое единство, свою жизнь и волю.

Для Руссо, в отличие, например от Гольбаха, субстратом

общей воли является народ. Народ решает вопрос о полезности

законов, о соответствии их общей воле, решает голосованием,

быть или не быть этим законам. Особенность взгляда Руссо, с

которой не соглашается потом никто из просветителей, состояла

в том, что всякое постановление, хотя бы самое полезное и ра-

зумное, предписывающее что бы то ни было населению, не участ-

вующему в его обсуждении и голосовании, будет не законом, а

лишь приказом. Для того, чтобы общая воля стала законом, нет

необходимости в единогласии, но необходимо, чтобы все граждане

имели возможность подать свои голоса. С другой стороны, Руссо

неизменно придерживается понимания общей воли как неразрывного

единства, целостности, отличной от суммы нескольких воль:

"Часто существует немалое различие между волею всех и общей

волею. Эта вторая блюдет только общие интересы, первая - инте-

ресы частные" (Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.170). Сферы действия той

или другой строго разграничены:"Подобно этому,как частная воля

не может представлять волю общую, так и общая воля, в свою

очередь, изменяет свою природу, если она направлена к частной

цели, и не может как общая выносить решение ни в отношении ка-

кого-нибудь человека, ни в отношении какого-нибудь факта"

(Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.173).

Политическая жизнь конституируется у Руссо в обособлен-

ную, абстрагирующую себя от частной жизни индивидов самостоя-

тельную сферу. Для человека как политического существа голос

частного интереса в общественной жизни должен умолкнуть. Раз-

решение проблемы без внешнего принуждения должно заключаться в

преодолении раздора в душе каждого индивида через победу одной

из сторон личности над другой ее стороной - победу обществен-

ного над партикулярным в каждом сознании. Лишь забыв о себе,

человек обретает себя, обретает как общественное существо свое

общественное Я, противоположное частному Я.

Принятие общественного договора означает и принятие суро-

вой школы воспитания свободных граждан. Бытие свободным граж-

данином предполагает, что гражданин дает согласие на все зако-

ны, даже на те, которые принимаются вопреки его желанию, и да-

же на те, которые карают его, если он осмеливается нарушить

их.

То, что данные положения не являются утопией подтвержда-

ется опытом Великой французской революции, освободившей поли-

тический дух от оков, от смешения его с гражданской, т.е.

частной, жизнью и выделившей его как сферу общности, всеобщего

народного дела, как нечто, существующее независимо от специфи-

ческих элементов частной жизни.

* * *

Интересен и оригинален Руссо в своих педагогических воз-

зрениях.В этой области он выступил горячим сторонником естест-

венного воспитания. Воспитание каждого человека, писал Руссо в