В В Е Д Е Н И Е.
Просвещение явилось политической идеологией, философией и
культурой эпохи крушения феодализма и утверждения капиталисти-
ческого общества.
Представители немецкой классической философии высоко оце-
нивали вклад Просвещения в развитие революционной философской
мысли. Кант предлагал рассматривать Просвещение как необходи-
мую историческую эпоху развития человека, сущность которой
состоит в широком использовании человеческого разума для реа-
лизации социального прогресса. Гегель характеризовал Просвеще-
ние как рационалистическое движение XVIII века в области куль-
турной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего
способа правления, государственного устройства, политической
идеологии,права и судопроизводства, религии,искусства, морали.
Крупнейшими мыслителями и идеологами этой эпохи стали
Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., они
разработали новые человеческие и общественные идеалы "просве-
щенной жизни" и оказали огромное влияние на развитие прог-
рессивной буржуазной идеолгии.
В данной работе будут рассмотрены основные положения ми-
ровоззренческой системы Жан-Жака Руссо и его вклад в формиро-
вание нового образа суверенного человека и общества в целом.
I. ОБЩИЙ ОБЗОР ПРОСВЕЩЕНИЯ
Эпоху Просвещения в Западной Европе предваряет широко
развернувшийся в XVII веке общественный прогресс реальных зна-
ний, необходимых для нужд материального производства, торговли
и мореплавания. Научная деятельность Г.Гоббса, Р.Декар-
та,Г.В.Лейбница, И.Ньютона, Б.Спинозы и голландских картезиан-
цев знаменовала новый этап в освобождении науки от духовной
власти религии, буржуазный рост точных и естественных наук -
физики, математики, механики, астрономии, становления материа-
лизма Нового времени.
Возникнув в XVII веке в Англии (Локк), просветительская
идеология получает широкое распространение во Франции XVIII ве-
ка (Монтескье, Гельвеций, Вольтер, Гольбах, Руссо). Во второй
половине XVIII века и первых десятилетиях XIX века антифео-
дальная идеология Просвещения развивается в Северной Америке
(Франклин, Купер, Пейн), Германии (Мессинг, Кант), России (Ра-
дищев, Новиков, Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточ-
ной Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия). Развитие
просветительской идеологии стран Востока в XIX веке - начале
XX века, несмотря на национальное своеобразие, свидетельствует
о теоретическом единстве основных идей Просвещения.
Составной частью Просвещения была передовая буржуазная
философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосно-
вавшая необходимость буржуазно-демократических социальных пре-
образований. Конкретной разновидностью философии Просвещения
явилась "дейстская форма материализма", представители которой
(Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической онто-
логии конечного мира, абсолютного дуализма причины и
следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В
гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистическую те-
орию врожденных идей, рационалистическую концепцию совпадения
логического и реального следования, идеи субстанциональности
души и некоторые положения агностицизма. Деисты рассматривали
бога в качестве разумной первопричины мира, а "естественную
религию" в качестве социального регулятора исторического про-
цесса. Критика феодализма привела деистов к отрицанию теологи-
ческого объяснения исторического процесса и утверждению рацио-
налистической теории общественного договора (Руссо, Джеф-
ферсон, В.В. Попугаев).
Другая историческая форма философии Просвещения - матери-
ализм XVIII века - формировалась путем философской критики те-
оретических основ деизма на базе материалистического естест-
вознания. В решении основного вопроса философии материалисты
эпохи Просвещения (Мелье, Дидро, Гольбах, Форетер, Радищев)
отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естествен-
но-научное обоснование концепции материи как объективной реаль-
ности. Они считали жизнь и сознание функцией определенной ор-
ганизации материи, сформировавшейся в результате длительного
исторического развития. В теории познания материалисты отверг-
ли агностицизм, картезианскую концепцию врожденных идей, вклю-
чая идею бога, и последовательно развивали основные положения
материалистического сенсуализма, утверждавшего, что источники
человеческого знания - это ощущения и восприятия.
В соответствии с разделением философских взглядов сформи-
ровалось два "поколения" французских просветителей.
Идейными вождями "старшего поколения" были Вольтер и Мон-
тескье. Веря в исторический прогресс, они обычно не связывали
его с политическим развитием масс, возлагая надежды на
"просвещенного монарха" (Вольтер) или пропагандируя конститу-
ционную монархию по английскому образцу и теорию "разделения
властей" (Монтескье).
Деятели второго этапа французских просветителей - Дидро,
Гельвеций, Гольбах и др. - были в своем большинстве материа-
листы. Центральным событием этого этапа можно считать выпуск
"Энциклопедии или Толкового словаря наук,искусств и ремесел" в
1751-1780 годах. Эта работа давала людям некоторое общее
представление об окружающем мире, на основе котрого уже должна
была формироваться самостоятельная способность суждения у каж-
дого человека, делающая его суверенной личностью.
По мере приближения революции росло влияние произведений,
содержащих более радикальную критику феодального строя. Это,
прежде всего, трактат Ж.Ж.Руссо "Об общественном догово-
ре" (1762).
Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения и
идея здравого смысла. С культом здравого смысла, разума связа-
но стремление просветителей подчинить идеальному началу и об-
щественный строй, государственные учреждения, которым, по их
словам, надлежало заботиться об "общем благе". Против феодаль-
но-абсолютистского государства была направлена теория общест-
венного договора,согласно которой государство представляло со-
бой институт, возникший путем заключения договора между людь-
ми; эта теория давала право народу лишить власти государя, на-
рушевшего условия договора.
Некоторые из просветителей возлагали надежды на " просве-
щенного монарха ", рассчитывая в дальнейшем на проведение не-
обходимых реформ, - так возникла идея посвещенного абсолютиз-
ма.
Оружием борьбы с феодальным мировоззрением была для
посветителей и история, которую они рассматривали как " школу
морали и политики". Для просветительских взглядов на историю
наиболее характерно следующее: изгнание теологии из объяснения
исторического процесса, резко отрицательное отношение к сред-
ним векам, преклонение перед античностью, вера в прогресс,
признание закономерного характера развития, подчиненного опре-
деленным "естественным законам".
В области экономики большинство просветителей считали
нормальным соревнование частных интересов, требовали введения
свободы торговли, правовых гарантий частной собственности от
феодальных ограничений и произвола.
В соответствии со всей системой взглядов просветителей, с
верой в великую преобразующую силу разума находилось и их осо-
бое понимание проблем воспитания. Они не только беспощадно
критиковали пережитки средневековой системы воспитания, но и
внесли новые принципы в педагогическую науку (Локк, Гельвеций,
Дидро, Руссо и другие) - идеи решающего влияния среды на
воспитание, природного равенства способностей, необходимости
соответствия воспитания человеческой природе, естественным
способностям ребенка, выдвигали требования реального образова-
ния.
Деятели Просвещения противопоставляли христианско-религи-
озной морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ
идеи эмансипации личности, индивидуалистические теории "разум-
ного эгоизма", мораль, основанную на здравом смысле. Но в эту
же эпоху, особенно накануне Великой Французской революции, по-
лучили развитие и иные принципы - возникла идея новой граж-
данственности, требовавшей самоограничения личности. Благо
государства, республики ставится выше блага отдельного челове-
ка.
Идеология Просвещения находила выражение и в разных худо-
жественных направлениях литературы, изобразительного
искусства: просветительском классицизме, просветительском реа-
лизме, сентиментализме.
Для писателей эпохи Просвещения характерно стремление
приблизить литературу к жизни, превратить ее в действенный
фактор, преобразующий общественные права. Литературу Просвеще-
ния отличало ярко выраженное публицистическое пропаган-
дистское начало; она несла высокие гражданские идеалы, пафос
утверждения положительного героя и т.д.
Яркие образы просветительской художественной литературы
дали Вольтер, Руссо, Дидро, Бомарше во Франции; Г.Месинг,И.Ге-
те, Ф.Шиллер в Германии; С.Ричардсон, Г.Филдинг, Т.Смоллетт,
Р.Шеридан в Англии и другие.
Основными направлениями в изобразительном искусстве этой
эпохи были классицизм, обретший отчетливо просветительский от-
тенок в творчестве архитектора К.Н.Леру и живописца Ж.Л.Давида
во Франции, и просветительский реализм, распространившийся
преимущественно в живописи и графике У.Хогарта в Англии,
Д.Н.Ходовецкого в Германии и др.
Идеи просвещения оказали существенное влияние и на музы-
ку, особенно во Франции, Германии, Австрии. Новая система
эстетических взглядов просветителей на заделы музыкально-дра-